Подсветка приборов в самолете

Внутреннее освещение и подсвет приборов

Освещение кабины экипажаделится на общее и индивидуальное. Общее освещение осуществляется двумя плафонами белого и двумя плафонами красного света, которые расположены на потолке кабины. Включить можно плафоны белого или красного света спомощью переключателя, установленного на передней торцевой части верхнего щитка летчиков.

Для работы с картой и ведения записей в полете в условиях осве­щения кабины экипажа красным светом применяются индивидуаль­ные светильники белого света типа КЛСРК-45, установленные на бортах кабины. На арматуре каждого светильника имеются ручка реостата для включения, выключения, регулировки яркости свече­ния лампы, а также кнопка, предназначенная для кратковремен­ного включения лампы.

Лампы освещения кабины экипажа питаются постоянным током от аварийной шины бортовой сети.

Подсвет приборов, надписей, панелей, пультов и щитковосу­ществляется красным светом с помощью кабинных ламп заливаю­щего света и светильников индивидуального подсвета приборов. Лампы заливающего света установлены на щитках, пультах и т. п., индивидуальные светильники — возле каждого прибора.

В каждом светильнике подсвета приборов па приборной доске летчиков имеются две лампы, питающиеся по двум раздельным цепям. В случае неисправности одной из цепей прибор подсвечивается одной лампой. Надписи на щитках и панелях подсвечивают­ся светильниками с помощью светопроводов.

Освещение приборов индивидуальными светильниками и щит­ков с помощью светопроводов имеет нормальный и аварийный ре­жимы. При нормальном режиме напряжение подается на все лампы светильников индивидуального освещения приборов и арматур подсвета светопроводов. В случае аварийного питания бортовой сети постоянного тока нерегулируемое напряжение подводится толь­ко к светильникам тех приборов, которые работают в этих усло­виях.

Читайте также:  В итоге четырех измерений длины стержня одним прибором

При обесточивании основной шины сети постояного тока или неисправности цепи освещения наиболее ответственных светопрово­дов автоматически включаются четыре кабинные лампы, обеспечи­вающие аварийное освещение приборной доски заливающим крас­ным светом. Две эти лампы установлены на потолке и по одной — на вертикальных панелях левого и правого пультов.

Все лампы красного света питаются от бортовой сети постоянного тока. Цепи их питания защищены автоматами защиты, распо­ложенными на щите АЗС и на приборной доске радиста, а также предохранителями типа СП, которые установлены на РК кабины экипажа, на вертикальных панелях левого и правого пультов и на приборной доске радиста.

Подсвет приборов на панелях приборной доски, центральном, левом пультах и верхнем щитке включается с помощью переключа­теля на три положения «Освещение приборов — Аварийное», распо­ложенного на левой панели приборной доски. Он обеспечивает включение подсвета в нормальном и аварийном режимах. Подсвет левого пульта включается со щита АЗС, приборной доски радиста и щита АЗС — с приборной доски радиста. Яркость подсвета регу­лируется с помощью ручек реостатов, которые установлены на ле­вом и правом пультах, на верхнем щитке и на приборной доске радиста.

Лампы аварийного освещения приборной доски заливающим светом включаются автоматически только в том случае, когда ручки реостатов регулировки их яркости, расположенные на левом пуль­те, выведены, т. е. повернуты против хода часовой стрелки.

Предполетная проверка освещения кабины экипажа и подсвета приборовосуществляется следующим образом.

Включением плафонов общего и ламп индивидуального освеще­ния проверяется их исправность.

Для проверки подсвета приборов необходимо:

переключатель «Освещение приборов — Аварийное» на левой панели приборной доски установить в положение «Освещение при­боров» и включить АЗС подсвета на приборной доске радиста;

поворотом ручек реостатов убедиться, что включаются все лам­пы подсвета и регулируется яркость их свечения;

поворачивая против хода часовой стрелки ручки реостатов на левом пульте, убедиться, что автоматически зажигаются лампы ава­рийного подсвета приборной доски заливающим красным светом;

установить арматуры этих ламп в положение, обеспечивающее осве­щение приборной доски;

перевести переключатель на левой панели приборной доски из положения «Подсвет приборов» в положение «Аварийный» и убе­диться, что подсвечиваются все приборы, для которых предусмот­рен аварийный подсвет.

Освещение пассажирского салонаделится на общее, дежурное и проходное.

Общее освещение осуществляется лампами дневного света, которые разделены на четыре группы. Каждая группа вклю­чается с помощью отдельного выключателя. Выключатели уста­новлены на злектрощитке бортпроводника. Лампы общего освеще­ния питаются от основной шины бортовой сети переменного одно­фазного тока. Их общая цепь питания защищена предохранителем СП-20, расположенным в распределительной коробке переменного тока напряжением 115 В. Кроме того, на электрощитке бортпровод­ника установлены четыре предохранителя СП-5, каждый из кото­рых защищает цепь питания одной группы ламп.

Основное освещение можно включать только при питании бор­товой сети от аэродромного источника электроэнергии переменного тока или от генератора ГО-16ПЧ8. Его включение при питании бор­товой сети от преобразователя П-750 2-й серии запрещается, так как это может привести к выходу преобразователя из строя. При отри­цательных температурах наружного воздуха перед включением основного освещения пассажирский салон рекомендуется прогреть от наземного кондиционера.

В полете при включенных лампах основного освещения необхо­димо вести наблюдение за их работой. Если какая-либо из ламп по­гасла или горит неустойчиво (мигает), необходимо выключить всю группу, к которой относится эта лампа. Несвоевременное отключе­ние лампы может привести к перегреву и сгоранию ее пускового дросселя, в результате чего из-под облицовочных панелей потолка пассажирского салона появляется дым.

Дежурное освещение предназначено для освещения пас­сажирского салона при неработающем основном освещении. Это освещение осуществляется лампами, которые питаются от аварий­ной шины бортовой сети постоянного тока. Цепь питания ламп за­щищена АЗР-15, который одновременно является выключателем дежурного освещения и установлен на электрощитке бортпровод­ника.

Проходное освещение предназначено для того, чтобы осветить проход в пассажирский салон и кабину экипажа без пред­варительного подключения источника электроэнергии к бортовой сети, которое осуществляется из кабины экипажа. Для этого лампы проходного освещения питаются непосредственно от бортовых акку­муляторов или от шины наружных средств аэродромного обслужи­вания, когда к этой шине подводится напряжение от разъема аэро­дромного питания АР-1, к которому подсоединен аэродромный источник электроэнергии постоянного тока.

К проходному освещению относятся часть ламп дежурного осве­щения, один плафон белого света в кабине экипажа, плафон на по­толке переднего багажного отсека, плафон над входом в пассажирский салон и лампа освещения верхней ступени лестницы у входа в пассажирский салон. Проходное освещение включается с помо­щью переключателей, которые установлены по одному у входной двери самолета и в кабине экипажа у двери справа. Для включения освещения нужно рукоятку одного из них переключить в другое по­ложение.

Источник

Подсветка приборов в самолете

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от 27 октября 2008 года N 60

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ ТРУДА И ОТДЫХА ДЛЯ ЛЕТНОГО
СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.5.1.2423-08
.
Гигиеническое нормирование освещенности

2.8.1. Остекление кабины экипажа должно обеспечивать в светлое
время освещение приборной доски и органов управления за счет
естественного света. Для создания оптимальных условий работы
зрительного анализатора при большой интенсивности естественного
светового потока световые проемы кабин экипажей должны оборудоваться
защитными шторками и светофильтрами, а приборы управления и контроля
— светозащитными козырьками.

2.8.2. Искусственное освещение должно обеспечивать:

— освещение всех приборов, оборудования и органов управления
воздушным судном;

— возможность регулирования яркости и равномерности освещения
от 0 до нормируемых величин.

2.8.3. Освещенность рабочих поверхностей в кабине экипажа
должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормативам (см.
приложение 9 Правил).

2.8.4. Устройство и размещение осветительных приборов должны
исключать возможность ослепления пилота и появления световых бликов
на остеклении приборов и фонаря кабины.

2.8.5. Для подсвета приборных досок, пультов и других органов
управления, на которых шкалы и обозначения покрыты светящимся
составом, в кабине экипажа должны быть оборудованы ультрафиолетовые
светильники. Светящаяся масса при облучении ультрафиолетом должна
иметь ярко-зеленый цвет, за исключением аварийных сигналов,
принимающих красную или оранжевую окраску.

2.8.6. Обзор из кабины самолета при горизонтальном полете
должен быть следующим:

— вперед-вниз от линии горизонта — 15°;

— вниз-в стороны в передней полусфере — не менее 35°;

— в верхней и задней полусфере — полный объем.

Источник

Подсветка приборов в самолете

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от 27 октября 2008 года N 60

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ ТРУДА И ОТДЫХА ДЛЯ ЛЕТНОГО
СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.5.1.2423-08
.
Гигиеническое нормирование освещенности

2.8.1. Остекление кабины экипажа должно обеспечивать в светлое
время освещение приборной доски и органов управления за счет
естественного света. Для создания оптимальных условий работы
зрительного анализатора при большой интенсивности естественного
светового потока световые проемы кабин экипажей должны оборудоваться
защитными шторками и светофильтрами, а приборы управления и контроля
— светозащитными козырьками.

2.8.2. Искусственное освещение должно обеспечивать:

— освещение всех приборов, оборудования и органов управления
воздушным судном;

— возможность регулирования яркости и равномерности освещения
от 0 до нормируемых величин.

2.8.3. Освещенность рабочих поверхностей в кабине экипажа
должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормативам (см.
приложение 9 Правил).

2.8.4. Устройство и размещение осветительных приборов должны
исключать возможность ослепления пилота и появления световых бликов
на остеклении приборов и фонаря кабины.

2.8.5. Для подсвета приборных досок, пультов и других органов
управления, на которых шкалы и обозначения покрыты светящимся
составом, в кабине экипажа должны быть оборудованы ультрафиолетовые
светильники. Светящаяся масса при облучении ультрафиолетом должна
иметь ярко-зеленый цвет, за исключением аварийных сигналов,
принимающих красную или оранжевую окраску.

2.8.6. Обзор из кабины самолета при горизонтальном полете
должен быть следующим:

— вперед-вниз от линии горизонта — 15°;

— вниз-в стороны в передней полусфере — не менее 35°;

— в верхней и задней полусфере — полный объем.

Источник

Зачем самолету на корпусе столько разных огней и что они означают

Многие любят наблюдать за самолётами в небе. Днём можно заметить след, остающийся за пролетающим авиалайнером. А ночью воздушное судно ни с чем не спутаешь: быстро удаляющаяся точка переливается разными огнями — белыми, зелёными, красными. В детстве этот процесс кажется таким завораживающим, что родилось поверье: если загадать желание на пролетающий самолёт, то оно обязательно сбудется. Почти как со звёздами. Вот только звездопады случаются редко, а самолёты летают каждый день. Но что означают огоньки, которыми переливается самолёт?

Зачем самолётам осветительные приборы

На автомобильной дороге сразу становится понятно, зачем машинам нужны фары, дневные ходовые огни, стоп-сигналы и другие осветительные приборы. Они помогают водителям ориентироваться в пространстве и предугадать действия другого водителя. Самолёты также оснащают внешними осветительными приборами: от фар до мигающих огней на крыле. Все они служат тем же целям: безопасность и навигация. Чаще всего световые приборы делят на два типа в зависимости от выполняемой задачи: освещение и подача сигналов.

Осветительные приборы самолёта для улучшения видимости

Не секрет, что пилотам приходится летать в разное время суток. Взлёт и посадка могут производиться и днём, и ночью, и в сумерках, и на рассвете. Обычного освещения аэропорта может быть недостаточно, поэтому в самолётах есть специальные приборы, помогающие пилоту разглядеть окружающую обстановку.

Основные элементы для улучшения видимости:

1. Фары

В целом, они выполняют те же функции, что и автомобильные: позволяют увидеть взлётно-посадочную полосу, аэропорт и другие самолёты, находящиеся на земле и в воздухе.

  • посадочные,
  • рулёжные,
  • посадочно-рулёжные,
  • фары освещения передней кромки крыла,
  • фары воздухозаборников,
  • фары подсветки опознавательных знаков (эмблем).

В основном они служат одной цели — помочь пилоту ориентироваться в пространстве. Исключением из этого правила являются фары, которые подсвечивают логотип компании, размещённый на хвосте. Их можно разглядеть, если вылетать из аэропорта вечером. Обратите внимание при следующем полёте, что эмблемы одних самолётов подсвечиваются, а других — нет.

2. Световое оборудование, расположенное на шасси, крыльях и носу самолёта

Фары, расположенные на шасси, крыльях и носу самолёта используются на земле. Их также называют taxi lights. Они освещают рулёжные дорожки и помогают пилотам направлять воздушное судно при перемещении по территории аэропорта. Некоторые самолёты оснащены дополнительными световыми элементами по бокам. Они позволяют осветить препятствия на пути и рулёжные дорожки.

3. Посадочные огни

Посадочные огни — это осветительные приборы высокой интенсивности. Используются во время взлёта и посадки. Они также располагаются на стойке шасси, либо под крыльями или фюзеляжем самолета. Их использование зависит от правил авиакомпании или аэропорта. Обычно, их включают при выходе на активную взлётно-посадочную полосу при наборе скорости авиалайнером или при заходе на посадку, когда до земли остаётся около 3 тысяч метров. Считается, что они отпугивают птиц, летящих перед самолетом.

Посадочные огни часто оставляют включенными на некоторое время после посадки, чтобы самолёт был заметен в тёмное время суток.

Светосигнальное оборудование самолёта

Вторая функция внешнего освещения самолёта — сделать авиалайнер заметным для других воздушных судов. Технологии, конечно, меняются, но основные принципы остаются прежними.

1. Бортовые, габаритные или навигационные огни

Это красные и зелёные огоньки на кончиков крыльев. Они горят всегда, пока самолёт находится в воздухе. Красные лампочки располагаются на левом крыле, зелёные на правом. Так что, любой человек, находящийся на земле, или воздушное судно, могут определить направление полёта. На хвосте самолёта также устанавливается белый навигационный фонарь.

Использование красных и зелёных огней началось в XIX веке. Они стали законодательно регламентированы сначала в судоходстве (в США в 1838 году и в Великобритании в 1846 году). С тех пор их используют во всех странах и сферах перевозок, в том числе на самолётах и даже космических кораблях.

2. Стробоскопы

Современные самолёты имеют стробоскопы на задних крыльях. Эти мигающие белые огни, которые видны с земли ночью. Они нужны для предотвращения столкновений и для того, чтобы сделать авиалайнер более заметным. Как правило, они активны в течение всего полёта, до момента достижения взлётно-посадочной полосы.

3. Проблесковые маяки

Чаще всего проблесковые маяки — это большие осветительные приборы красного цвета, расположенные сверху и снизу фюзеляжа. Их задача — помочь избежать столкновения с другим воздушным судном. Эти огни активируются при запуске двигателей и остаются включенными во время всего полёта. Они также сигнализируют наземному персоналу, что силовые установки активны.

В Як-40 проблесковые маяки расположены на нижней части фюзеляжа и сзади на киле.

Несмотря на то, что правила использования осветительных приборов на всех воздушных судах похожи, производители могут оснащать свои авиалайнеры дополнительными элементами, позволяющими пилотам легче ориентироваться в пространстве. А яркая расцветка помогает отличить пассажирам самолёты одной авиакомпании от другой. Однако большинство авиаперевозчиков предпочитает окрашивать самолёты в белый цвет. Так воздушные суда становятся немного заметнее и безопаснее.

Источник

Оцените статью
Электроника