Написать эссе петр i преобразователь или разрушитель русской культуры

«Петр I — преобразователь или разрушитель?»

« Петр Первый: Преобразователь или Разрушитель?»

Ольга Владимировна Иванова

Открытый урок истории в 10 классе

Тема урока: «ПЕТР ПЕРВЫЙ: ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ИЛИ РАЗРУШИТЕЛЬ?»

(проблемно-исследовательская дискуссия в форме передачи «Пусть говорят»)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Форма урока: проблемно-исследовательская дискуссия (осмысление значений петровских преобразований и личности Петра для истории России на основе анализа существующих в истории точек зрения).

— показать на основе исторической литературы различные оценки личности первого российского императора

— дать нравственную оценку Петру 1, рассмотреть и оценить его деятельность

— формировать умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу своей точки зрения

— осмыслить значение петровских преобразований для истории России

— развивать самостоятельную мыслительную деятельность

— формировать коммуникативные умения: вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать вопросы, участвовать в групповых формах работы

— развивать умения анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию

— воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа

— предупреждение переутомления учащихся путем смены деятельности

Планируемые результаты: создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, учащиеся определяются в своем отношении к исторической личности и итогах его преобразований.

Подготовка урока: Данное занятие предполагало предварительную подготовку. Ребята заранее были разбиты на 2 группы. Каждая группа подбирала материал по своей позиции, оговаривался список используемой литературы и видеофильмов. Для того чтобы провести данное занятие, необходимо сочетание самостоятельной подготовительной работы учеников и помощь учителя при отборе фактов и построении выступлений учащихся.

Техническое оснащение урока: выставка книг о Петре Первом, компьютер, мультимедийный проектор, презентации учащихся, аудиозапись, видеоролики, приложения «Историки и поэты о Петре Первом»

Вводное слово учителя. Постановка проблемы.

Дискуссия: поиск и решение проблемы

Рефлексия. Подведение итогов.

На прошлом уроке мы с вами завершили изучение эпохи правления первого российского императора Петра Великого. Вы были заранее разбиты на две группы «Сторонников» и «Критиков». Каждая группа подбирала материал по своей позиции, готовила выступления двух исторических личностей петровской эпохи и презентацию. Сегодня наш урок-дискуссия пройдет в форме передачи «Пусть говорят». По окончании урока мы проведем опрос «Как вы оцениваете личность и деятельность Петра 1?». Лист опросника лежит у вас на столах. Оценивать можно независимо от того в какой группе вы работали. Прошу наших гостей тоже поучаствовать в этом. И так, мы начинаем!

Вводное слово учителя. Постановка проблемы.

(видеоролик заставки программы «Пусть говорят»)

Здравствуйте. Звенигово, школа 3. В эфире ток-шоу «Пусть говорят» и ее ведущая Ольга Иванова. В этой студии мы обсуждаем невыдуманные истории. Итак, внимание на экран.

(видеоролик о непрекращающихся спорах о Петре 1)

Сегодня наша программа «Пусть говорят» посвящена эпохе преобразований 18 века. Этот период теснейшим образом связан с личностью Петра 1. Его действия были резкими, часто жестокими, не всегда хорошо подготовленными. Петр решительно подошел к проблемам, стоявшим перед страной, и стал добиваться результатов радикальными методами, вкладывая в это все свою огромную энергию. Тема передачи «Петр 1: преобразователь или разрушитель?»

Современники называли Петра 1 человеком необыкновенным. И, действительно, поражает разносторонность его дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и законодателем, его можно было встретить с топором в руке и пером в руках, и сидящим за чертежом нового корабля, озабоченного постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной победы, за изучением какой-либо диковинной машины и размышляющим над устройством правительственного механизма обширного государства.

Петровское время и личность императора стали предметом дискуссий историков, общественных деятелей, публицистов, писателей; вызывали как восхищение, так и острую критику. На ваших столах имеется материал, где приводятся различные мнения историков и поэтов о Петре 1. Назовите, кто из историков и поэтов и как положительно отзывается о Петре? Кто дает отрицательную оценку? Кто дает неоднозначную оценку?

Дискуссия: поиск и решение проблемы

А мы переходим к дискуссии «Сторонников» и «Критиков»

1 группа отстаивает позицию: « Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав».

2 группа отстаивает позицию: «Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому».

1 группа представляет материал своей позиции по плану:

Государственные реформы (Сенат, коллегии)

Победа в Северной войне (видеоролик «Полтавская битва»)

Создание регулярной армии (видеоролик «Армия»)

Строительство русского флота

Развитие промышленности и торговли

К нам на программу приехал видный государственный деятель, сподвижник Петра 1, Александр Данилович Меншиков. Встречайте.

Александр Данилович, как вы оцениваете личность и деятельность Петра 1?

Мы выслушали одну точку зрения. Какие аргументы предоставит нам 2 группа мы узнаем после рекламной паузы. Оставайтесь с нами.

(видеоролик «Символика и рода войск времен Петра 1» на фоне петровского гимна)

Мы продолжаем нашу передачу и сейчас слово «Критикам»

2 группа представит материал по своей позиции по плану

К нам на программу приехала жена Петра 1 Евдокия Федоровна Лопухина. Встречайте!

Есть еще один свидетель жестокого обращения с родными людьми. Это сын Петра1. Алексей. Встречайте!

(видеоролик «Допрос и пытки царевича Алексея»)

Насильственное пострижение бороды

(видеоролик «Отрезание бороды»)

Крестьяне – введение нового налога: подушной подати

Использование крепостного труда на заводах и судоверфях

Петербург – город, «построенный на костях»

Рефлексия. Подведение итогов.

(видеоролик «Оценка личности и деятельности Петра 1»)

Мы рассмотрели совершенно разные, спорные точки зрения о петровской эпохе, существующие в истории. Споры продолжаются и по сей день. Сегодня мы вспомнили многие преобразования Петра, давайте завершим нашу дискуссию. Каждой группе дается право на заключительное слово.

А сейчас настало время пригласить сюда того, о ком было так много сказано сегодня. Встречайте, первый российский император Петр Алексеевич!

Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо. История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней. Оценка роли личности в истории дело трудное, но необходимое. Как вы думаете, зачем нужна оценка исторической личности сегодня? (высказывания учащихся).

А сейчас прошу ответить на вопрос, поставленный в начале урока «Как вы оцениваете личность и деятельность Петра 1?». Но сначала внимание на экран!

(видеоролик «Обращение Петра к потомкам»)

Петр и его реформы — один из интереснейших и спорных периодов истории нашей страны. Лично моя оценка личности Петра Великого совпадает с оценкой писателя Д.С. Мережковского, который писал: «Что такое Петр, чудо или чудовище? Я решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно».

Оглашаются результаты опроса – оценки личности и деятельности Петра 1.

Вопрос: Определите, где мальчик, а где девочка?

Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек — розовые. Откуда пошел этот обычай?
( при Петре 1 были учреждены ордена Святого Андрея Первозванного и Святой Екатерины и имели ленты соответственно голубого и розового цвета. )

Издавна в разных странах было принято одаривать смелого воина почетным оружием, шубой или поместьем. Это было и в античности, и в средние века в Западной Европе. На Руси издревле существовали массовые награды – для всех участников того или иного боя или кампании.

В годы своего ученичества Петр Первый побывал в нескольких европейских странах, а в Голландии даже прожил довольно долго, обучаясь не только корабельному делу, но и приглядываясь к образу жизни и обычаям западных государств. Ведь по его мнению, для того, чтобы Россия догнала Европу, в ней следовало сломать старые обычаи и нравы. В Европе Петр узнал и об орденах. Идея ордена Петру понравилась. Тем более, что в других странах ордена насчитывали вековые истории. Но Петр был бы не Петром, если бы слепо следовал европейским традициям. Он решил, что главным для кавалера ордена были не принадлежность к государеву окружению, а подвиг во славу России.

Задание: подобрать материал о наградах петровской эпохи, изучить истории их возникновения, материал данных исследовательских работ предоставить на следующем уроке.

А я ведущая прощаюсь с вами. Берегите себя и своих близких! До встречи!

«Учение, являющееся отражательно-преобразовательной деятельностью направлено не только на восприятие и запоминание учебного материала, но и на формирование отношений ученика к самой познавательной деятельности»

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся в настоящее время остается магистральной проблемой в деятельности учителя. Решение ее позволит достичь целей современного образования. Данный урок органически вписывается в систему работы учителя, урок отличается целостностью и завершенностью, выполняет конкретные задачи и должен дать реальные результаты. На уроке поставлена проблема: нужно определить, какая из точек зрения представляется наиболее логичной, исторически обоснованной, отвечающей собственным взглядам. После этого следует четко сформулировать в виде тезисов положения, аргументирующие выбранную точку зрения. Они должны быть построены на основе объяснения причинно-следственных связей, тесной взаимосвязи, убедительности выдвинутых положений и аргументов.

При выборе формы урока учитывались возрастные особенности учащихся (10 класс), уровень подготовки, информированность, контакт учителя и учеников. Были использованы различные технологии и виды деятельности.

Также учитывались и возможности учебного кабинета – применение мультимедийной аппаратуры для показа презентации, учтена целесообразность использования средств обучения на уроке.

Главной целью своего урока считаю ориентацию на развитие познавательных способностей школьников, мотивацию изучения истории на разных этапах обучения, формирование и развитие активной творческой личности будущих граждан России.

Источник

Написать эссе «Петр I созидатель или разрушитель»

В истории нашего отечества много ярких и неоднозначных личностей. Это Екатерина II, Павел, Петр III, Сперанский и многие другие. Но наиболее запоминающимся человеком из курса истории для многих стал Петр I.

Петр Великий сделал многое для нашей страны. И первое, о чем стоит упомянуть, — это создание флота. Перед Азовскими походами в 1695 году в России не строились военные корабли. В 1696 году выходит указ о создании флота. А в 1714 году российская эскадра одержала победу над шведами при Гангуте. Это, безусловно, большой прорыв для недавно созданного российского военного корабля.

В ходе Северной войны, длившейся с 1700 по 1721 год, Россия также одержала победу, которая была подтверждена Ништадтским миром. По заключению этого мирного договора к Российской империи были присоединены территории Карелии, Лифляндии, Эстляндии, то есть был получен выход к Балтийскому морю.

Также его политика способствовала развитию образования. Были открыты математическая, инженерная и артиллерийская школы. Петр издал указ об открытии Академии наук, однако смерть помешала ее открытию, этим занялась его жена Екатерина I. Также было введено обязательное обучение для дворян.

Стоит вспомнить и о создании северной столицы. На данный момент Санкт-Петербург посещают миллионы туристов ежегодно. Он поражает своей архитектурой, культурой и атмосферой. Но не стоит забывать, что этот город был построен благодаря труду русского народа. Существуют данные, что при создании города погибло около 200000 человек.

Несмотря на неудачи, Петр добился признания силы и мощи России другими государствами. Многие считают его диктатором, но я думаю, что Петр, ставя перед собой цель усиления империи, понимал, что это требует от его строгости, образованности и коренных реформ. Петр Великий любил Россию и сделал все для ее укрепления.

Источник

Петр Первый. Созидатель или разрушитель? высказать свою точку зрения и факты

Ответ или решение 1

Однозначно Петра 1 можно назвать созидателем: благодаря проведенным реформам, для своей страны он сделал очень много, фактически подняв страну на новый уровень и приблизив к странам Европы по развитию. Однако преобразования были сделаны в сжатые сроки и за счет жестокой эксплуатации народа.

С точки зрения созидания: Петр 1 сам ездил в страны Запада и обучался там ремеслу. Больше всего его интересовало развитие флота и кораблестроение. С этой целью он получил выход к Балтийскому и Азовскому морям, где активно занялся строительством кораблей. Одновременно он начал проводить реформы в различных сферах: полностью изменил систему налогообложения, пополнив казну, провел денежную реформу, установив мерой копейку и введя бумажные деньги. В управлении страной он ввел губернии, что облегчило управление такими огромными пространствами. В эпоху его правления был введен алфавит, появилось книгопечатание, вышли первые газетные издания, введено повсеместное образование, — появились школы, гимназии. Также появились госпитали, получила развитие хирургия, начали изучение лекарственных растений и создание «аптекарских огородов». Также развивалась торговля, производство товаров набирало силу.

Из моментов «разрушительных»: укрепление деспотической власти абсолютной монархии, появление Тайной полиции и Тайной канцелярии, жесткая эксплуатация народа на мануфактурах, гибель в войнах и при строительстве флота, усиление налогового бремени для крестьян. Пострадала церковь: у нее отобрали земли, деньги, лишили власти, которой она обладала в «допетровскую» эпоху.

Источник

Петр Первый. Созидатель или разрушитель?

Первый Российский Император был православным русским монархом, положившим жизнь за благо Отечества.

До сих пор не утихают споры, что больше принесло России правление Петра Первого. С одной стороны он созидатель, с другой — разрушитель. Однако никто не может оспорить факт, что прорубив окно в Европу, он дал России выход на Балтику, за что безуспешно сражались русские войска при Иване Грозном и Алексее Михайловиче. Встреча России с Западом произошла под гром пушек и стук топора. Многие оценивали ее неоднозначно – в особенности славянофильские авторы, справедливо указывая на те отрицательные последствия, которые эта встреча принесла, – порчу нравов, распространение пагубных привычек, вестернизация высшего сословия и отчасти народной жизни, подчинение Церкви государству по западным образцам.

«Виною Пётр», — провозглашали славянофилы, говоря о таких действительных или мнимых бедах русской жизни, как крепостничество, засилие бюрократии, неправый суд… Им вторили — уже слева — народники. О том, что именно с Петра начинается «романо-германское иго», писали евразийцы.

Между тем, всегда существовала и «третья» точка зрения Она отчетливо заявлена В.О. Ключевским. Великий историк не считал т. н. реформы целью политики Петра. Основным побудительным моментом «реформ» Ключевский полагал внешнеполитическую ситуацию, фактически — военные потребности страны: «Война привела его и до конца жизни толкала к реформе», которая «не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами». Ключевский отмечает, что «потрясение было непредвиденным следствием реформы, но не было её обдуманной целью». А подходя к вопросу, который Ключевский назвал «приёмы реформы», он обобщает: «Петр взял из старой Руси государственные силы, верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Где же тут, спросите вы, коренной переворот, обновивший или исказивший русскую жизнь сверху донизу, давший ей не только новые формы, но и новые начала? »

В защиту Петра следует сказать, что за многое он не ответственен. Многое было связано с ползучей вестернизацией, неразумным к ней отношением во времена его преемников, а точнее преемниц, которые, в отличие от Петра, совершенно не фильтровали заимствованное с Запада и не контролировали культурную и идейную практику.

Петр I в отношениях с Западом был прагматиком. Он говорил, что Европа нам нужна лет на тридцать, а потом мы смело повернемся к ней спиной.

Что касается растлительных западных идей атеизма, народоправства, роскоши и разврата, то здесь Петр был предельно жесток. Тех поданных, кто дерзал высказывать атеистические идеи, он прелюдно охаживал дубиной, за что впоследствии они были ему весьма и весьма благодарны.

Сам Петр Алексеевич был человеком весьма верующим. Во время церковных служб пел на клиросе, читал «Апостол», горячо молился перед решающими битвами и событиями своей жизни.

Кивают на то, что он подчинил Церковь государству, образовав Священный Синод. Но подобный ход событий, к сожалению, был во многом неизбежен. Правление Никона и та Смута, которую он оставил в наследство, сильно повлияла на Алексея Михайловича и его сына Петра Алексеевича. Духовенство частью благоприятствовало стрелецким бунтам, огромные земельные богатства, которыми распоряжалась Церковь, часто шли не по назначению – вопрос о реквизиции стал неизбежен и стал вопросом времени. Объективно говоря, для Русской Церкви Петр сделал большое дело – он заставил иерархию просвещаться и просвещать народ.

Не при Петре произошел разрыв с русской стариной, но полустолетьем ранее, когда на разбойничьем т. н. «Большом Московском соборе» 1666–67 гг. было наложео проклятье на многовековое русское благочестие, на древнее двуперстие, по сути дела, на сложившиеся формы русской святости и на самих святых: от св. апостола Андрея до преп. Сергия, а деяния и решения канонически безупречного Стоглавого Собора1551 г. были объявлены «бабьими бреднями» Почти всё высшее духовенство состояло из выходцев из Западной Руси, с детства впитавших в себя западное влияние и мечты об унии. При этом сам царь глубоко почитал и при жизни советовался с такими сохранившими верность православию святителями, как св. Митрофан Воронежский, сам одновременно безупречно православный и сторонник преобразований. В ХХ веке об абсолютном православии Петра Великого свидетельствовали такие исповедники веры, как старец иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс), говоривший, что без созданной Петром армии и флота России бы не было, что он берёг православие, «а его личная нравственность нас не касается».

До Петра вопрос о церковной проповеди и миссии по большому счету не ставился, не говоря уже о спорах с еретиками. Характерный эпизод: Борис Годунов запретил своему духовенству спорить с католиками и протестантами о религиозных вопросах со следующей формулировкой: «Дабы не ведая того в ересь не впасть». В значительной степении это и обусловило трагедию раскола – незнание и полузнание. Петр заставил российское духовенство заниматься благотворительностью, служить своим близким.

Один из русских мыслителей отметил, что на петровские реформы Церковь ответила преподобным Серафимом Саровским. Скажу более – ответила и Оптинскими старцами, и митрополитом Филаретом Дроздовым, и Иоанном Кронштадтским. Именно с Петра начинается блестящая эпоха русского миссионерства и просвещения. ПЕТР МЫСЛИЛ РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ КАК СВЕТИЛЬНИК ПРАВОСЛАВИЯ ВО ВСЕМ МИРЕ, а себя осознавал защитником всем православных во всем мире.

Источник

Читайте также:  As320 лифтовой частотный преобразователь мануал
Оцените статью
Электроника