- Щиток приборов газ 53ф
- ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
- Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт
- Автомобили ГАЗ
- Автомобили ЗИЛ
- Автомобили КАМАЗ
- Автомобили МАЗ
- Автомобили КРАЗ
- Автомобили УРАЛ
- Электрооборудование и приборы автомобиля ГАЗ-53
- Газ 53 — электросхема, описание предохранителей
- Электросхема
- Предохранители и реле
Щиток приборов газ 53ф
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ ГАЗ-53-12
Расположение органов управления показано на рис. 3.
На панели приборов (рис. 4) расположены выключатель 1 аварийной сигнализации, указатель 4 температуры охлаждающей жидкости в двигателе, спидометр 6 с суммарным счетчиком пройденного пути, указатель уровня бензина в баке 7, выключатель 10 стеклоочистителя, выключатель 11 отопителя, вещевой ящик 12, ручка 15 ручного управления дроссельными заслонками, выключатель 16 зажигания и стартера, указатель 18 тока, указатель 21 давления масла в системе смазки двигателя, центральный переключатель света 22, ручка 24 управления воздушной заслонкой и сигнализаторов (включая резервный
9).
Сигнализатор(красный) 2 аварийного давления масла загорается при
давлении масла в двигателе 40 — 80 кПа. Сигнализатор (красный) 3 загорается при температуре охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора выше 105 °С. Сигнализатор (синий) 5 загорается при включении дальнего света фар. Сигнализатор (красный)5загорается в случае выхода из строя одного из контуров раздельного привода при первом же нажатии на педаль тормоза. Сигнализатор (зеленый) 19 загорается мигающим светом при включении указателей поворота прицепа, сигнализатор (зеленый) 20 — при включении указателей поворота автомобиля.
Под панелью приборов находятся рукоятка 13 крышки люка воздухо-притока, рукоятка 14 крышки внутреннего люка, две кнопки 17 тепловых предохранителей и выключатель 23 плафона.
Рис. 3. Расположение органов управления автомобилем:
1, 2 — соответственно педали тормоза и сцепления; 3— ножной переключатель света; 4 — насосомывателя ветрового стекла; 5 — рукоятка привода замка капота; 6 — рукоятка управления жалюзи радиатора; 7 — рулевое колесо; 8 — кнопка сигнала; .9 — переключатель указателей поворота; 10 — выключатель проверки сигнализатора; 11 — рычаг стояночного тормоза; 12 — педаль управления дроссельными заслонками; 13 — рычаг переключения передач
Источник
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт
Автомобили ГАЗ
Автомобили ЗИЛ
Автомобили КАМАЗ
Автомобили МАЗ
Автомобили КРАЗ
Автомобили УРАЛ
Электрооборудование и приборы автомобиля ГАЗ-53
На автомобиле ГАЗ-53 установлено электрооборудование постоянного тока. Номинальное напряжение в электрической системе — 12 В.
Узлы электрооборудования ГАЗ-53 соединены по однопроводной системе, вторым проводом служат металлические части автомобиля.
С кабиной автомобиля соединены все отрицательные выводы узлов электрооборудования.
На рис.1 дана принципиальная схема электрооборудования.
Рис.1. Схема электрооборудования ГАЗ-53
1 — боковой указатель поворота; 2— передний фонарь; 3 — фара; 4, 25 —соединительные панели; 5 — лампа фары (нить дальнего света); 6 — лампа фары (нить ближнего света); 7 — лампа указателя поворота; 8 — лампа габаритного света; 9 — электромагнитный бензиновый клапан; 10 — электромагнитный газовый клапан; 11 — стартер; 12 — помехоподавательный наконечник с резистором; 13 — свечи зажигания; 14 — датчик-распределитель; 15 — генератор; 16 — звуковой сигнал; 17 — переключатель бензин-газ; 18 — аккумуляторная батарея; 19 — катушка зажигания; 20 — транзисторный коммутатор; 21, 66, 68 — предохранитель; 22 — регулятор напряжения; 23 — электродвигатель вентилятора; 24 — выключатель сигнала; 26 — электродвигатель отопителя; 27 — добавочный резистор; 28 — дополнительное реле; 29 — датчик давления газа; 30 — резистор; 31 — переключатель отопителя; 32 — подкапотная лампа; 33—переключатель предпускового подогревателя; 34 — пульт управления предпусковым подогревателем; 35 — контрольный резистор; 36 — свеча накаливания: 37 — выключатель свечи; 38 — электромагнитный клапан; 39 — датчик давления масла; 40 — датчик температуры двигателя; 41 — датчик аварийной температуры двигателя; 42— датчик аварийного давления; 43 — предохранитель; 44 — ножной переключатель света; 45— выключатель аварийной сигнализации; 46 — выключатель зажигания; 47 — указатель давления газа; 48 —сигнализатор неисправности тормозов; 49 — указатель тока, 50 — указатель уровня топлива; 57 — указатель давления масла; 52 — указатель температуры двигателя; 53 — сигнализатор аварийной температуры двигателя; 54 —сигнализатор аварийного давления масла; 55 — переключатель датчиков топлива; 56 — сигнализатор указателей поворота прицепа; 57 — сигнализатор указателей поворота; 58 — лампа освещения приборов; 59 — сигнализатор дальнего света; 60 — центральный переключатель света; 61 — переключатель указателей поворота; 62 — реле указателей поворота; 63 — электродвигатель стеклоочистителя; 64— переключатель стеклоочистителя; 65— розетка переносной лампы: 67— датчик указателя уровня топлива основного бака; 69 — плафон; 70 — выключатель плафона; 71 — датчик указателя уровня дополнительного бака; 72 — выключатель проверки сигнализатора неисправности тормозов; 73 — выключатель сигнала торможения; 74 — датчик сигнализатора неисправности тормозов; 75 — лампа указателя поворота; 76, 77 — лампы соответственно габаритного света и сигнала торможения; 78 — розетка прицепа; 79 — задний фонарь
Генератор автомобиля ГАЗ-53
Для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи на автомобиле установлен генератор Г 250 переменного тока мощностью 560 Вт.
Генератор ГАЗ-53 (рис.2) представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и встроенным кремниевым выпрямительным блоком 11.
Генератор Г 250 работает совместно с регулятором напряжения, который регулирует его работу. Генератор установлен сверху двигателя на кронштейне. Ротор 14 генератора приводится во вращение с помощью клинового ремня от шкива водяного насоса.
Рис.2. Генератор ГАЗ-53 (Г 250)
1,8— крышки; 2, 13 — шариковые подшипники; 3 — вал ротора; 4 — обмотка возбуждения; 5 — контактные кольца; 6 — обмотка статора; 7 — статор: 9 — щетка; 10 — щеткодержатель; 11 — выпрямительный блок; 12 — крышка подшипника; 14 — ротор; 15 — вентилятор; 16 — втулка; 17 — шкив
Статор 7 с обмотками 6 имеет две крышки 1 и 8 с шариковыми подшипниками 2 и 13, в которых вращается вал ротора. Ротор 14 состоит из вала, обмотки возбуждения и 12 клювообразных полюсов, которые создают магнитное поле.
На валу ротора генератора ГАЗ-53 установлены два изолированных контактных кольца 5, через которые в обмотку возбуждения подается электрический ток.
Статор 7 представляет собой пакет пластин, набранный из листовой электротехнической стали. В пазы пакета уложены обмотки, концы которых присоединены к выпрямительному блоку БПВ4-45-02.
Выпрямительный блок 11 служит для выпрямления переменного электрического тока, индуктируемого в обмотках статора.
Выпрямительный блок состоит из двух пластин, в которых установлены 6 кремниевых диодов (по 3 диода разной полярности в каждой пластине).
На крышке генератора установлен щеткодержатель 10 с щетками 9, которые соприкасаются с контактными кольцами ротора.
На валу ротора установлен шкив 17 с центробежным вентилятором 15 для охлаждения внутренних частей генератора.
Воздух входит в генератор Г 250 через окна в крышке 8, охлаждает генератор и под действием центробежного вентилятора выбрасывается наружу через окна крышки 1. На рис.3 показана электрическая схема генератора.
Рис.3. Электрическая схема генератора ГАЗ-53 (Г 250)
1 — обмотка статора; 2 — диод; 3 — обмотка возбуждения; 4 — щетка; б — контактное кольцо
Стартер ГАЗ-53 (СТ 230)
Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера СТ 230 с электромагнитным тяговым реле. Стартер ГАЗ-53 установлен с правой стороны двигателя и крепится к картеру сцепления.
Стартер ГАЗ-53 (рис.4) представляет собой четырехполюсный, четырех щеточный электродвигатель постоянного тока. Вал стартера вращается по часовой стрелке (со стороны привода).
Рис.4. Стартер ГАЗ-53 (СТ 230)
1, 25, 30 — уплотнительные кольца; 2 — крышка со стороны коллектора; 3 — стяжной болт; 4 — корпус; 5 — промежуточная опора; 6 — втулка отводки; 7 — муфта свободного хода; 8 — стопорное кольцо; 9 — упорная шайба; 10 — подшипник; 11 — крышка со стороны привода; 12 — упорная втулка; 13 — ось рычага; 14 — рычаг привода; 15 — втулка; 16 — обмотка возбуждения; 17 — якорь; 18 — тяговое реле; 19 — коллектор; 20 — щетка; 21 — щеткодержатель; 22 — пружина щетки; 23 — защитный колпак; 24 — крышка тягового реле; 26 — контактный диск; 27— контактный болт; 28—удерживающая обмотка; 29 —втягивающая обмотка; 31 — якорь тягового реле; 32 — сильфон; 33 — пружина;34 — упорная шайба; 35 — шток; 36 — фланец крепления тягового реле
Якорь 17 стартера состоит из вала, железного пакета, обмотки и коллектора 19. Вал вращается в трех бронзографитных подшипниках, установленных в крышках 2 и 11 корпуса 4 и промежуточной опоре 5. На крышке 2 установлены четыре щеткодержателя с щетками 20 и пружинами 22.
В корпусе 4 стартера установлены четыре полюса с обмотками 16 возбуждения. На крышке 11 со стороны привода установлено электромагнитное тяговое реле 18 с выключателем. Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя и включения электрической цепи стартера.
Катушка реле стартера СТ 230 состоит из двух обмоток: втягивающей и удерживающей. В крышке 11 расположен привод, который состоит из шестерни, роликовой муфты свободного хода и направляющей втулки.
Муфта свободного хода предохраняет обмотку и коллектор якоря стартера от «разноса». Муфта рассчитана на кратковременную работу.
При повороте ключа выключателя зажигания по направлению часовой стрелки в положение пуска включается электрическая цепь дополнительного реле РС507-Б, через контакты которого питание поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле (рис.5).
Рис.5. Электрическая схема включения стартера ГАЗ-53 (СТ 230)
А — к системе зажигания; 1 — выключатель зажигания и стартера СТ 230; 2 — дополнительное реле стартера; 3— указатель тока; 4—аккумуляторная батарея; 5 — выключатель стартера; 6 — удерживающая обмотка тягового реле стартера; 7 — втягивающая обмотка; 8 — стартер; 9 — привод стартера
Якорь тягового реле стартера СТ 230 под воздействием электромагнитного поля двух обмоток реле втягивается и с помощью рычага вводит в зацепление шестерню и в конце хода включает электрическую цепь стартера, одновременно отключив втягивающую обмотку реле.
После пуска двигателя необходимо немедленно отпустить ключ выключателя зажигания. При этом разомкнется цепь дополнительного реле, и тяговое реле выключится под действием возвратной пружины.
Кроме основных контактов, в дополнительном реле имеются вспомогательные контакты, которые замыкают накоротко дополнительный резистор системы зажигания на время пуска.
Источник
Газ 53 — электросхема, описание предохранителей
ГАЗ 53 — среднетоннажный грузовой автомобиль выпускавшийся с 1961 по 1993 год в различных модификациях. В данной статье вы найдете общую электрическую схему соединений с подробным описанием элементов и назначением предохранителей и реле Газ 53.
Электросхема
Схема электрооборудования
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
- Сигнал в сборе С311,
- Пучок проводов № 2 в сборе,
- Генератор Г250-Г1,
- Датчик контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости в радиаторе ТМ104-Т,
- Датчик указателя температуры воды в двигателе в сборе ТМ100,
- Свеча зажигания в сборе,
- Фара ФГ122-Б,
- Подфарник и указатель поворотов в сборе ПФ101-Б,
- Провод от соединительной панели к подфарникам в сборе,
- Провод от соединительной панели к повторителю,
- Распределитель зажигания в сборе Р133,
- Катушка зажигания в сборе Б114-Б,
- Провод от соединительной панели к реле стартера,
- Стартер в сборе СТ230А,
- Провод от аккумуляторной батареи к стартеру в сборе,
- Панель соединительная проводов на щитке передка в сборе ПС4-А2 (двухклеммная),
- Пучок проводов № 1 в сборе,
- Коммутатор транзисторный в сборе ТК102,
- Электродвигатель,
- Батарея аккумуляторная (53А-3703011-02),
- Провод соединения аккумуляторной батареи с полом кабины,
- Фонарь задний ФП101 левый в сборе (сигнал «стоп», указатель поворота, освещение номерного знака, отражатель света),
- Пучок проводов по раме в сборе,
- Плафон в сборе ПК2-Б,
- Провод кнопки звукового сигнала в сборе,
- Датчик указателя уровня топлива в сборе БМ120-А,
- Провод к плафону и к датчику уровня топлива в сборе,
- Розетка прицепа штепсельная в сборе ПС300А-100,
- Переключатель указателей поворотов в сборе П105А,
- Выключатель плафона (51-3806030-Б1),
- Провод соединения штепсельной розетки переносной лампы с кабиной в сборе,
- Штепсельная розетка переносной лампы в сборе (51-3715020-А),
- Панель соединительная проводов на щитке передка в сборе ПС5 (пятиклеммная),
- Переключатель света ножной в сборе (51-3710010-А),
- Панель соединительная четырехклеммовая,
- Прерыватель указателей поворотов в сборе РС57,
- Реле-регулятор в сборе РР362-Э,
- Подогреватель в сборе,
- Выключатель света сигнала «стоп» гидравлический ВК12-Б,
- Датчик аварийного давления масла в двигателе в сборе ММ111А,
- Датчик давления масла в двигателе ММ358,
- Повторитель указателей поворота УП101,
- Патрон контрольной лампы включения указателей поворота ПП107,
- Реле включения стартера в сборе,
- Провод в сборе,
- Фонарь освещения под капотом в сборе ПД308-А,
- Электровентилятор пускового подогревателя в сборе,
- Пульт управления пусковым подогревателем,
- Сопротивление добавочное в сборе,
- Пучок проводов для транзисторного зажигания,
- Электродвигатель обдува ветрового стекла в сборе МЭ211,
- Провод соединения корпуса электродвигателя отопителя с кабиной в сборе,
- Переключатель стеклоочистителя в сборе,
- Переключатель мотора вентилятора отопления в сборе П119-Б,
- Предохранитель термобиметаллический цепей приборов и указателей поворотов в сборе ПР315,
- Щиток приборов в сборе КП120.
Предохранители и реле
В системе электрооборудования автомобиля применяются термобиметаллические предохранители двух типов: с возвратной кнопкой и непрерывного действия. Термобиметаллические предохранители с возвратной кнопкой расположены на нижней отбортовке панели приборов слева и справа от рулевой колонки.
Предохранители защищают следующие цепи:
p, blockquote 8,1,0,0,0 —>
- левый типа ПР315 на 15 А — цепи приборов, электродвигателя отопителя, указателей поворота и звукового сигнала.
- правый типа ПР2-Б на 20 А — цепи освещения.
- На пульте управления предпусковым подогревателем установлен предохранитель типа ПР2-Б, который защищает цепи подогревателя.
Устройство термобиметаллического предохранителя с возвратной кнопкой
Обозначение
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
- вывод;
- корпус;
- биметаллическая пластина;
- возвратная кнопка;
- контакт;
- гайка;
- центральный регулировочный винт;
- винт.
Для включения предохранителя имеется возвратная кнопка 4, при нажатии на которую биметаллическая пластина займет первоначальное положение, контакты вновь замкнутся, и ток в цепи восстановится.
Если замыкание в цепи не устранено, то предохранитель вновь выключается.
Термобиметаллический предохранитель непрерывного действия автомобиля ГАЗ-53-12
Предохранитель служит для защиты от перегрузок и коротких замыканий электродвигателя стеклоочистителя.
p, blockquote 16,0,0,0,0 —> p, blockquote 17,0,0,0,1 —>
Биметаллическая пластина одним концом закреплена на одном выводе, а на другом конце имеет контакт, который соединяется с контактом, установленным на втором выводе. Ток к электродвигателю проходит через биметаллическую пластину.
Источник