Приборы в капитанской рубке

Рулевая рубка

В рулевой рубке собраны приборы и устройства, необходимые для управления судном. Сюда относятся пост управления, машинный телеграф, указатель положения руля, определитель частоты вращения гребного вала, лаг, а также мореходные инструменты, вторичный компас и индикатор радиолокационной станции. Кроме этих устройств, служащих для управления и контроля движения и курса судна, необходимы еще сигнальные устройства, которые используются как для обеспечения безопасности всего судна, так и для других целей (например, для поддержания сохранности легкопортящихся грузов). К таким устройствам относятся: пожарная и дымовая сигнализация, сигнальная установка для туманной погоды, измерители температуры и точки росы, а также часовой механизм. Указанные приборы и устройства для управления судном устанавливаются перед иллюминаторами рулевой рубки в связанных друг с другом панелях управления, называемых также пультами управления, или в виде отдельных постов. При большом количестве необходимых устройств включения, управления и контроля панели управления конструктивно выполняются таким образом, что все эти элементы объединяются в соответствии с их назначением, частотой пользования и принадлежностью. И наоборот, сигнальные устройства устанавливаются на противоположной переборке рулевой рубки в виде отдельных панелей. Кроме того, в рулевой рубке имеются контрольные устройства для опознавательных огней и клинкетных дверей в водонепроницаемых переборках, а на пассажирских судах — в противопожарных переборках. Контрольные устройства для опознавательных огней показывают, горят ли бортовые огни по левому и правому бортам, топовый и кормовой огни; контрольные устройства клинкетных дверей сигнализируют, закрыты или открыты проходы в переборках. К типовому оборудованию рулевой рубки относятся также телефонные аппараты, переговорные устройства, шкаф с флагами, пульт для письма, окно в Штурманскую рубку для наблюдения из рулевой рубки за направлением движения судна, а также за таблицами курсов и уровней жидкости. В таблице уровней жидкости ежедневно регистрируют зафиксированное состояние (заполнение) всех цистерн и отсеков в трюме. По таблице курсов рулей (матрос) в рулевой рубке может определить заданный курс.

Читайте также:  Прибор для диагностики асинхронных электродвигателей

Рулевые колонки

а — ручной штурвал (колонка штурвала); b — ручное и автоматическое рулевое устройство.

В зависимости от дальности плавания и назначения судна некоторые из названных приборов и устройств могут отсутствовать или заменяться другими приборами и устройствами. Для удержания судна на определенном курсе служит рулевой привод, который приводит в действие рулевую машину и тем самым поворачивает руль в требуемое положение. Поворот руля может осуществляться либо вручную, либо с помощью гирорулевого. Часто эти устройства устанавливаются отдельно в диаметральной плоскости рулевой рубки, но они могут объединяться также с другими приборами на пульте управления. Машинный телеграф предназначен для обеспечения связи между ходовым мостиком и постом управления главным двигателем. С его помощью передаются команды с мостика относительно направления и скорости движения. Для уменьшения количества обслуживающего персонала на судах автоматизируются многочисленные процессы управления и контроля главной энергетической установки. При автоматическом режиме работы энергетических установок не требуется обслуживающий персонал в машинном отделении и в посту управления механизмами. Пуск и остановка двигателей, контроль за их работой, а также регулировка мощности осуществляются из рулевой рубки. Для этого все необходимые индикаторные устройства контрольных установок оснащены современными техническими вспомогательными средствами, которые вмонтированы в пульт управления.

Машинный телеграф

а — отдельно стоящая колонка; b — телеграф на пульте управления. 1 — рычаг команд; 2 — указатель кавитирования.

Указатель поворота руля показывает положение пера руля по отношению к диаметральной плоскости судна, т. е. его угол поворота, в рулевой рубке и в посту управления механизмами. Электрический указатель положения состоит из сельсина-датчика, подключенного к баллеру руля, и сельсинов-приемников, которые устанавливаются на пульте или установке управления мостика либо на посту управления механизмами. Направление и частота вращения гребного вала определяют направление движения и скорость судна и тем самым нагрузку главной энергетической установки. Устройство для индикации вращения гребного вала состоит из датчика, который в качестве тахогенератора приводится в действие от гребного вала, и приемника, показывающего частоту вращения гребного вала в оборотах в минуту и направление вращения. Измерители частоты вращения устанавливаются на пульте управления на мостике и в посту управления механизмами. Лаги служат для измерения скорости судна и расчета пройденного пути. Истинная скорость и пройденный в действительности путь могут быть рассчитаны при учете имеющихся в данном районе моря течений и ветров. Однако чаще всего эти необходимые для точных расчетов величины бывают неизвестными. Истинная скорость и пройденный в действительности путь имеют важное значение для метода счисления курсов. Примерно с конца XV в. получил известность простой измеритель скорости — ручной лаг. Он состоял из деревянной дощечки со свинцовым грузом формой в 1/1 круга, к которой прикреплялся легкий трос, имеющий узлы через равные промежутки (чаще всего 7 м). Для измерения скорости парусных судов, плававших в те времена, лаг, как приблизительно постоянная отметка на поверхности воды, бросали за борт и поворачивали песочные часы, отмеряющие определенную продолжительность времени (14 с). За время, пока сыпался песок, матрос считал количество узлов, которые проходили через его руки. Число узлов, полученных за это время, давало в пересчете скорость судна в морских милях в час. Этот способ измерения скорости объясняет возникновение выражения «узел». В настоящее время ручной лаг почти не используется, вместо него применяются буксируемые лаги.

Читайте также:  Бытовые приборы которые опасны для здоровья это

В большинстве случаев эти устройства состоят из пропеллера (несущего винта), погруженного в воду, который тянется с помощью прикрепленного к нему троса длиной 70— 100 м, регулятора (маховичка) и счетчика. Благодаря своему весу, пропеллер удерживается почти горизонтально. Регулятор используется для компенсации колебаний частоты вращения пропеллера и троса при волнении. Счетчик частоты вращения имеет градуировку в морских милях и показывает, сколько миль прошел корабль с момента погружения в воду лага или после очередного показания. Если пройденное расстояние разделить на время в часах между двумя показаниями, то получится скорость судна в узлах. К счетчику можно подсоединить также измеритель скорости, работающий по принципу автоматического тахометра. Благодаря дистанционной индикации показание скорости может быть получено на пульте управления в рулевой рубке. Буксируемый лаг обеспечивает безукоризненную работу в диапазоне от 3 до 16 уз. При скорости менее 8 уз пропеллер тонет, косо висит и поэтому получаются неправильные показания. При скорости свыше 16 уз пропеллер выпрыгивает из воды и скользит по ее поверхности. Такой буксируемый лаг еще находит применение на спортивных судах, а на морских он уже не используется. В настоящее время для измерения скорости судна в основном используют установленные в днище или в носу лаги. Измерительные устройства работают по принципу разности давлений. При этом по трубопроводам на одну сторону мембраны подается статическое давление, зависящее от осадки, и динамическое, зависящее от квадрата скорости судна. Для компенсации статического давления оно дополнительно подводится к другой стороне мембраны. Таким образом в качестве остаточного давления на мембрану действует скоростной напор (динамическое давление). Прогиб мембраны посредством механического устройства преобразуется в линейное отклонение. С помощью электрической передачи измеренные значения поступают на мостик, на пульте которого приемник дает показания скорости в узлах. Кроме того, к лагу можно подключать тахограф, регистрирующий с помощью часового механизма и самописца скорость в течение времени (часы и дни), а также интегратор расстояния, показывающий пройденный путь.

Читайте также:  Трофейный командирский обзорный прибор

а — ручной; b — буксируемый; с — штевневой; d — днищевой. 1 — песочный часы; 2 — узлы; 3 — поплавок лага; 4 — счетчик; 5 — регулятор; 6 — грузило; 7 — пропеллер; 8 — приемник (регистратор скорости); 9 — статическое давление; 10 — мембрана; 11 — статическое плюс динамическое давления; 12 — датчик лага.

Устройства противопожарной сигнализации бывают ручные и автоматические. Первые выполняются в виде кнопок в коридорах, шахтах трапов и на открытых палубах. При их нажатии на мостике раздается звуковой сигнал и появляется оптическое показание о местонахождении приведенного в действие сигнализатора; одновременно дается сигнал пожарной тревоги. Автоматические устройства сигнализации срабатывают при повышении температуры или появлении дыма в помещении, они также вызывают на мостике звуковые и оптические сигналы. Густой туман усложняет движение в море; при тумане и плохой видимости могут произойти столкновения двух судов, ведущие к тяжелым последствиям. Звуковые сигналы предупреждают другие плавучие средства, находящиеся вблизи судна. Кроме того, звуковые сигналы информируют о том, дрейфует ли судно, тащит ли на буксире другое поврежденное судно или стоит на якоре. Предупреждающие сигналы даются автоматически или вручную по единому международному коду. Сигнальное устройство состоит в основном из кнопочных воздушных гудков, электромеханического сигнального автомата и двух пневматических сирен с силовыми электромагнитами. К нему также относятся электрический колокол и электроакустический гонг с усилителем, с помощью которого звучание гонга обеспечивается с мостика. Наряду с местным временем по Гринвичу, которое показывает хронометр в штурманской рубке, на мостике для астрономической навигации на судах, особенно на пассажирских и с временным автоматическим режимом работы машин, необходимо единое показание времени. Для того чтобы на мостике, в машинном отделении, столовой команды, салонах, барах, камбузе иметь точное и, самое главное, одинаковое показание времени, устанавливают электрические часы, состоящие из главных часов и расположенных в различных местах вторичных часов. Время на борту судна (бортовое время) определяется по меридиану местонахождения судна и чаще всего корректируется ночью вахтенным офицером. Так, например, при изменении местонахождения корабля на 15° на восток часы переводятся на 1 ч вперед, а при изменении местонахождения судна на 15° в западном направлении — на 1 ч назад. На борту судна в целях безопасности работы главной и вспомогательных установок измеряется температура выпускных газов, охлаждающей жидкости, смазочного масла, а при необходимости и пара, а также температура в рабочих, хозяйственных и жилых помещениях и трюмах для предохранения от порчи чувствительных к температуре грузов. Наряду с известными термометрами используют электрические устройства, с термоэлементами или термометры сопротивления. С помощью обеих электрических измерительных систем, предназначенных также для дистанционной передачи полученных значений на мостик, производят необходимые измерения.

Источник

Рубка

Рубка ( нидерл. roef — каюта) — закрытое сооружение специального назначения на палубе надводного судна или на палубе надстройки. Имеет ширину, которая явственно меньше ширины корпуса судна. Предназначена для размещения командных пунктов и боевых постов, систем и приборов управления кораблём, оружием и техническими средствами корабля. В зависимости от назначения различают следующие рубки: боевую, ходовую, рулевую, штурманскую, гидроакустическую, радиорубку, камбузную и др.

Рубки оборудованы аппаратурой, приборами и техническими средствами в соответствии с их функциональным назначением, а также средствами связи с главным командным пунктом корабля или центральным командным пунктом.

Боевая рубка

Боевая рубка — защищенное бронёй помещение, в котором ранее располагался командный пункт военного корабля. Во время боя в боевой рубке находились командир корабля и личный состав, необходимый для управления кораблём. В ней устанавливались навигационные приборы и средства связи. Боевая рубка делалась обычно на уровне ходового мостика корабля и выше, что обеспечивало командиру необходимый обзор. Для связи с внутренними помещениями корабля в центре боевой рубки имелась бронированная труба. На современных военных кораблях командный пункт располагают, как правило, в его внутренних помещениях, а боевая рубка утратила своё значение.

Рулевая рубка

Рулевая рубка — помещение на корабле, являющееся главным постом управления судном. Из рубки происходит наблюдение за обстановкой, управление движением и маневрирование судном и системами. На ходу судна в рулевой рубке находятся рулевой и вахтенный помощник капитана или капитан. На современных судах рулевую рубку объединяют со штурманской в единое помещение -ходовую рубку.

Ходовая рубка

Ходовая рубка — специальное помещение в корабельной надстройке, из которого осуществляется управление кораблём на ходу. Оборудована приборами и устройствами для управления рулём и главными двигателями, контроля за курсом, скоростью, пройденным расстоянием, глубиной под килем, а также средствами наблюдения за окружающей обстановкой и связи с командными пунктами и боевыми постами.

Радиорубка – помещение на судне, в котором помещаются радиосредства.

Источник

Что происходит на капитанском мостике действующего атомного ледокола и как выглядит пункт управления атомными реакторами

Хоть эти суда и называются «ледоколами», но по факту лёд они не ломают, а давят, наваливаясь на льдину всей своей мощью.

Атомный ледокол «Ямал» начал свою работу в 1992 году. И сейчас функционирует на проводке судов по Обской губе. Но раньше совершал и рейсы к Северному полюсу. В зависимости от ледовой обстановки, проводимое судно может либо следовать за ледоколом, либо его берут на буксир. И то и другое требует от команды очень слаженной, точной и динамичной работы.

Мне удалось побывать в капитанской рубке и в центральной рубке управления атомными реакторами ледокола.

Сами моряки говорят, что нет такого льда, который «Ямал» не смог бы пройти. Чаще всего ледокол как бы наплывает на льдину и продавливает её своей массой. Именно поэтому корпус судна немного вытянут. Ещё можно расколоть льдину ударом, но это очень редкий случай, он чаще применяется в каких-то нештатных ситуациях.

А какие-то особо сложные участки ледокол может обойти. Именно поэтому, несмотря на всю свою мощь, ледокол почти никогда не идёт по прямой. И выбор оптимального маршрута — тоже отдельная задача.

В ходовой рубке ледокола «Ямал» светло и просторно. И несмотря на огромное количество приборов, для управления ледоколом достаточно трех человек на вахте.

При этом очень многие органы управления задублированы на разных краях рубки. Это сделано для отказоустойчивости и удобства, чтобы не приходилось бегать от одного края рубки к другому.

При движении во льдах судно постоянно «ищет» оптимальный маршрут. При этом данные о состоянии льда чаще всего получают со спутников (раньше ещё использовали вертолёты). Снимки в видимом ИК- или радиолокационном диапазоне позволяют оценить, что творится вокруг ледокола. Проще всего идти по колотому льду, а вот большие ледовые поля лучше обойти стороной.

Корпус ледокола изготовлен из специальной высокопрочной стали АК-28 и дополнительно усилен в области так называемого «ледового пояса». Это область высотой в 5 метров и с толщиной стали 46 мм в тех местах, где ледокол соприкасается со льдом. А по бокам судна находятся цистерны, в которые можно накачивать воду, благодаря чему ледокол может раскачиваться влево-вправо и освобождаться из ледового плена.

Мощность атомного ледокола «Ямал» — 75 000 лошадиных сил. Её обеспечивает двухреакторная атомная установка ОК-900А. Атомные реакторы нагревают воду первого контура до 300 градусов. Восемь парогенераторов превращают воду второго контура в пар. А этот пар подаётся на две главные турбины. Турбины вращают электрогенераторы, а они, в свою очередь, питают три электродвигателя гребных винтов. Профит. Ледокол может двигаться.

А в центральном пульте управления ядерными реакторами куча приборов, лампочек и кнопочек. Как говорится, ничего не понятно, но очень интересно. И это с учётом того, что ядерную физику я изучала в институте и в своё время даже стояла над активной зоной учебного ядерного реактора.

При этом одной загрузки ядерного топлива хватает на 5 лет непрерывной работы ледокола без захода в порт. Но так, конечно же, не делают. Слишком тяжело для команды, да и запасы продуктов надо пополнять. Максимум без захода в порт «Ямал» работал 18 месяцев, но при этом менялась команда, а продукты подвозили на других судах.

Кстати, радиационный фон на ледоколе в три раза меньше, чем в Москве.

И сейчас «Ямал» один из 5 действующих в мире атомных ледоколов. Все они принадлежат России.

Источник

Оцените статью
Электроника