Прибор управления спрут 2 схема подключения

Инструкция по работе системы пожарной автоматики «Спрут-2»

Автоматика, контролирующая возгорания в больших помещениях, имеющих сложную структуру, – это целый программно-аппаратный комплекс. Такие системы на крупных объектах должны обеспечивать слаженную работу всего оборудования для ликвида-ции локальных и объемных пожаров. Рассмотрим один из вариантов конструкции.

Комплект «Спрут-2»

Это совокупность устройств и программных средств для управления противопо-жарной сигнализацией объекта в самостоятельном порядке.

Назначение

Система пожарной автоматики «Спрут-2» в постоянном режиме отслеживает состояние защищаемых помещений.

В случае обнаружения огня производит действия:

  • оповещает о возгорании персонал, находящийся в опасной зоне;
  • посылает сигнал на пульт, сообщая о месте нештатной ситуации;
  • включает установку пожаротушения;
  • управляет противодымным и вентиляционным оборудованием;
  • контролирует работу технологических сетей (водоснабжение, насосы и т. д.).

Технические характеристики

Основные параметры системы сведем в таблицу.

Наименование Значения
Габариты, сантиметры

8,5

Вес (не более), килограммы 3,5
Срок службы (средний), лет 10
Скорость обмена данными, бит в секунду 9 600
Максимальные электрические показатели

500

Мощность прибора управления по электровводу, ватты

20

Время сохранения сформированного сигнала при отключении питания, секунды 10
Задержка пуска/остановки, секунды 0–250
Вид климатического исполнения по ГОСТ 15150-69 УХЛ 3.1.
Степень защиты от воздействия окружающей среды по ГОСТ 14254-96 IР44

Спрут для пожаротушения обеспечивает:

  • управление всеми элементами, подключенными к системе;
  • включение и остановку автоматики модулей по сигналам датчиков, с клавиатуры устройств или центрального пульта или при обнаружении неисправности.

Комплектность

В набор поставки входят:

  • прибор управления – 1 шт.;
  • резистор 1 Вт – 40 шт.;
  • паспорт – 1 шт.;
  • дюбель с шурупом – 5 шт.

Устройство и принцип работы

«Спрут-2» пожаротушение состоит из основных блоков:

Через коммутатор, который служит для последовательного подключения устройств, сигнал из зоны поражения поступает на микропроцессор. Преобразователь (аналого-цифровой) обрабатывает полученные данные и формирует команды для управления устройствами.

Затем с помощью усилителя и реле выданные сигналы микропроцессора передаются на подключенные шлейфами агрегаты пожаротушения.

Полную схему устройства можно скачать на официальном сайте производителя.

Размещение и монтаж

«Спрут» для пожаротушения устанавливается в закрытом от доступа посторонних лиц помещении, соответствующем климатическим требованиям, указанным в технических характеристиках.

Крепится блок на вертикальной поверхности. Монтаж и подключение прибора управления (ПУ) производится по схемам, размещенным в приложении к паспорту изделия.

Распиновка выводов должна осуществляться проводами сечением до 2,5 мм, так как фишки не рассчитаны на более толстые соединения. Затем при помощи согласующих резисторов производится подключение ПУ к интерфейсу. Допускается протяжен-ность линий до 30 м.

Для кабелей связи берется витая пара длиной до четырех километров с напряже-нием, не превышающим 380 Ом. Рекомендуется использовать экранированные провода. После подключения прибор управления заземляется через специальную клемму. Когда монтаж закончен, необходимо проверить линии связи, изоляцию, заземление, сопротивление.

Программирование

После контроля правильности установки системы ее можно подключить к питанию и приступить к кодировке команд.

Вход в режим осуществляется кнопкой «Программирование». Для правильной настройки оборудования лучше четко выполнять рекомендации прилагаемой инструкции.

Кодировка системы производится в следующем порядке:

  • Прибор управления, выбираются значения:
    • контроля электропитания;
    • кодов доступа в режимы;
    • исполнение и номер ПУ в сети;
    • наладка звуковых оповещений.
  • Параметры шлейфов:
    • назначение;
    • время задержки сигнала;
    • формирование команд сигнализации.
  • Настройка устройств, включенных в систему:
    • номер и название (насос, вентилятор, клапан и т. д.);
    • контроль цепи управления и действия при ее неисправности;
    • время пуска или остановки устройства;
    • длительность импульсов реле и их количество;
    • сигнал о срабатывании;
    • список резервируемых агрегатов и время их автозамены;
    • условие запуска или остановки.

Детальная информация видна на видео:

Порядок работы

К эксплуатации системы допускаются сотрудники, прошедшие обучение и ознаком-ленные с документацией на «Спрут-2». После запуска необходимо постоянно контролировать состояние оборудования. Для входа в режим надо нажать кнопку «Ок» для просмотра всех узлов и компонентов.

На приборе управления расположен жидкокристаллический монитор, который отображает все сформированные сигналы от подключенных устройств. Смена данных происходит каждые полторы секунды.

Для своевременного реагирования на неполадки предусмотрена звуковая сигнали-зация. В зависимости от возникшей проблемы меняется тон и время подачи опове-щения. В случае отключения звуковых сигналов кнопкой «контроль индикации» начинают работать светодиоды.

При необходимости изменения параметров надо зайти в режим «Программирова-ние» и ввести нужные значения.

Техническое обслуживание

Проверка и контроль оборудования должны соответствовать Руководящему доку-менту РД 009-02-96, в котором оговариваются параметры планового, предупреди-тельного ремонта и технического обслуживания.

Для системы пожарной автоматики «Спрут-2» требуется:

  • ежедневно контролировать работоспособность световой и звуковой сигнализации;
  • не реже одного раза в год запускать работу в режиме диагностики;
  • ежегодно замерять величину сопротивления заземления, которая должна быть не более 4 Ом;
  • све́дения обо всех произведенных действиях отображать в журнале проверки оборудования.

Правила хранения

Все электрические приборы системы надо содержать на выделенных полках в помещении с температурой от плюс пяти до 40 градусов Цельсия. Когда влажность приближается к 90%, термометр в помещении не должен показы-вать выше 25 °С.

Срок хранения – до трех лет с даты изготовле-ния оборудования. Для продления времени необходима переконсервация.

К транспортировке «Спрут-2» особых требований не предъявляется. Если перевозка производилась при отрицательных температурах, то оборудование до включения должно пролежать сутки при показаниях термометра не ниже 20 °C.

Заготовки проектов пожаротушения

Оборудование «Спрут» – это система модулей, которые можно встраивать в установлен-ные схемы. В интернете предлагаются решения для модернизации любых применяющихся противопожарных структур.

Водяное

В состав комплекса пожаротушения помимо «Спрут-2» включается автоматическая система подачи воды, сигнальный моноблок «Спрут-КС» и противодымное оборудование.

Работа всех устройств, объединенных в одну схему, наблюдается автоматикой, которая непрерывно контролирует функциональность оборудования, целостность силовых линий и цепей управления.

В случае возникновения нештатной ситуации, пожара, повреждения шины срабатывает световая и звуковая сигнализация в зоне нарушения, на управляющем приборе и в помещении охраны.

Газовое

Для активации работы такой системы не требуется установка дополнительных узлов. Срабатывание оборудования происходит после подачи импульса тока на клапан, выпускающий газ в трубопровод и запорные устройства помещения, в котором произошел пожар.

Газовое оборудование бывает агрегатное или модульное. В обоих случаях реле «Спрут-2» устанавливаются на запорно-пусковые устройства емкостей с огнетушащим веществом и клапаны для выхода смеси в нужном помещении. Такие устройства активируются подачей импульса тока после сигнала о возгорании. Такая команда легко программируется в комплексе «Спрут».

Порошковые схемы пожаротушения работают по тем же принципам, что и газовые, поэтому их тоже можно подсоединить к комплексу «Спрут-2».

Пожарная сигнализация

Система оповещения о возгорании присутствует и работает на всех объектах, где она необходима. Но со временем оборудование устаревает и уже не справляется с уровнем задач.

Вместо замены комплекса для повышения надежности и упрощения управления пожарной сигнализацией в дополнение к существующему оборудованию устанавливают современную автоматику.

«Спрут-2» встраивается в любые схемы, контролирует работоспособность узлов и обеспечивает надежную диспетчеризацию работы всех устройств.

Гарантии изготовителя и срок службы

Продолжительность хранения системы противопожарной автоматики составляет 2,5 года. С момента установки и пуска приборов гарантия изготовителя действует 2 года.

Если монтаж и наладка оборудования делается силами производителя – ООО «Плазма-Т», то бесплатное техническое обслуживание осуществляется в течение четырех лет. Гарантия не распространяется на расходные материалы, такие как лампы накаливания, предохранители, уплотнители, аккумуляторы.

Также изготовитель может отказать в бесплатном обслуживании, если присутствуют следы механических повреждений оборудования, нарушены пломбы, большой слой грязи и пыли на изделии. При нарушении требований по эксплуатации или хранению гарантия тоже становится недействительной.

Несмотря на такое количество условий при выполнении норм обслуживания устройства, средний срок его работы составляет 10 лет.

Нормативные документы

Паспорт на систему пожарной автоматики содержит инструкцию, техническое описание и ссылки на стандарты.

Основные требования, определяемые норма-тивами, предъявляются к:

  • соответствию вида климатического исполнения (ГОСТ15150-69);
  • степени защиты от воздействия окружающей среды (ГОСТ 14254-96);
  • техническому обслуживанию (РД 009-02-96).

Плюсы и минусы комплекта

Выделяются следующие преимущества приборов пожарной автоматики «Спрут-2»:

  • возможность интеграции устройств в схемы, использующие оборудование других производителей;
  • отсутствует ведущий прибор, каждый агрегат системы способен работать автономно;
  • модульная конструкция позволяет дополнять схемы и распространять на новые помещения.

К недостаткам можно отнести относительно высокую цену «Спрут-2», сложность настройки оборудования и обязательное обучение персонала.

Где купить и какая стоимость

Основным продавцом системы является ее производитель ООО «Плазма-Т». Стоимость комплекта составляет 37 900 р.

Расценки на дополнительные приспособления начинаются от 6 564 р. (прибор расширения модификации).

Изготовитель к тому же может проконсультировать по вопросам расчета необходимых параметров и взять на себя установку оборудования.

Выводы

Система автоматики «Спрут-2» – современный противопожарный комплекс. При монтаже и эксплуатации в соответствии с техническими требованиями выполняет возложенные на него функции в среднем 10 лет. Позволяет без замены старой схемы расширить зону контроля. Может использоваться для контроля и запуска оборудования других марок.

Источник

Подключение задвижки водяного пожаротушения к ШАК Спрут-2 Плазма-Т

Часто необходимо применять электрифицированную задвижку в системе водяного пожаротушения.

Один из самых распространенных вариантов набора оборудования, встречающийся на объекте — это шкаф управления задвижкой из состава оборудования «Спрут-2 Плазма-Т» и четверть оборотная задвижка производства «ГЗ Электропривод».

Как же особенности надо учитывать при подключение задвижки к шкафу управления?

Для управления силовой частью оборудования в составе комплекта оборудования «Спрут-2» предназначен шкаф аппаратуры коммутации (ШАК). То-есть сокращенно в идеологии «Спрут-2» шкаф управления — это ШАК.

Подбор параметров ШАК осуществляется при помощи программы-конфигуратора.

При заказе оборудования нужно внимательно отнестись к фазности оборудования, чтобы не оказалось что задвижка трехфазная, а шкаф может управлять только однофазной задвижкой.

Типовые схемы подключений.

Казалось бы — какие проблемы, если существуют подробные схемы подключения и даже рекомендации по подключению.

Изучив приведенную выше документацию приходим к вот таким схемам подключения однофазной задвижки к шкафу управления однофазной задвижкой.

Типовая схема подключения к шкафу управления из паспорта на ШАК:

Цепи управления из внутренних схем соединения ШАК:

Типовая схема подключения задвижки из паспорта задвижки:

Микровыключатели положения задвижки:

1КВО/1КВЗ Конечные микровыключатели ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО.

1ВМО/1ВМЗ Муфтовые микровыключатели открытия/закрытия.

2КВО/2КВЗ Микровыключатели указателя положения ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО.

Электрозадвижка поставляется с не настроенными кулачками момента срабатывания микровыключателей 1КВО/1КВЗ и 2КВО/2КВЗ — их настройка требует внимания и терпения.

Из схемы соединений внутри задвижки мы видим, что в цепь управления задвижкой включены прерыватели — микровыключатели 1КВО/1КВЗ и 1ВМО/1ВМЗ, которые прекращают движение задвижки.

Конечные микровыключатели 1КВО/1КВЗ требуется настроить и они прерывают цепь питания двигателя при достижении крайних положений.

Муфтовые переключатели 1ВМО/1ВМЗ срабатывают от черезмерного усилия при достижении задвижкой состояния упора и вот как это описано в паспорте задвижки:

Червячный вал силовой передачи сбалансирован с двух сторон тарельчатыми пружинами, которые позволяют обеспечивать допустимую величину крутящего момента, развиваемого электроприводом.

Элементы двухсторонней муфты перегруза позволяют автоматически отключать электродвигатель привода при аварийных ситуациях (по превышению крутящего момента выше номинального).

Не во всех модификациях задвижки присутсвуют муфтовые микровыключатели 1ВМО/1ВМЗ — в маломощных задвижках часто они отсутствуют.

Если неправильно настроить микровыключатели 1КВО/1КВЗ и 2КВО/2КВЗ задвижки без муфтовых микровыключателей 1ВМО/1ВМЗ, то двигатель задвижки может сгореть.

Из схемы соединений ШАК мы видим, что входные клеммы 1-2,3-4 для подключения концевых переключателей задвижки предназначены просто для отключения цепей управления задвижкой. Но ведь обрыв цепи управления уже реализован внутри задвижки.

Таким образом может показаться (и может так и есть), что достаточно просто подключить задвижку к выходу управления задвижкой, замкнув входные клеммы 1-2,3-4 ШАК для концевиков положения задвижки перемычками.

А микровыключатели указателя положения ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО 2КВО/2КВЗ подключить в сигнальные шлейфа прибора управления комплекта «Спрут-2» для диспетчеризации и сигнализации.

Действительно, не помешало бы формировать сигналы «Внимание — задвижка открыта» и «Внимание — задвижка не закрыта» — вдруг кто случайный откроет задвижку и уйдет.

Управление задвижкой по упору.

Такая схема будет работать, если вообще не настраивать микровыключатели ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО 1КВО/1КВЗ. Вернее настроить их так, чтобы они никогда не срабатывали и не размыкали цепь питания двигателя задвижки.

Тогда прекращение питания двигателя задвижки будет осуществляться по сигналам муфтовых микровыключателей открытия/закрытия 1ВМО/1ВМЗ при достижении задвижкой упора.

Прибор контроля линий ПКЛ.

Цепи управления задвижкой в противопожарной системе должны обязательно контролироваться.

В составе оборудования Спрут-2 есть специальное устройство для этого — прибор контроля линий.

ПКЛ специально разработан для применения в ШАК и предназначен для контроля исправности цепей подключения электропривода переменного тока.

ПКЛ и обеспечивает реализацию требований ГОСТ 53325-2012:«7.4.1:

ППУ должны обеспечивать выполнение следующих функций:

в) автоматический контроль исправности линий связи (для проводных – на обрыв и короткое замыкание, для радиоканальных, оптиковолоконных и цифровых линий связи – на пропадание связи):

— с исполнительными устройствами систем противопожарной защиты (оповещатели, информационные табло, электроклапаны, пиропатроны, насосы, вентиляторы, электромоторы и т. д);

П р и м е ч а н и е – Контроль исправности линий связи с пиропатронами и исполнительными устройствами систем противопожарной защиты, электропитание которых осуществляется напряжением свыше 150 В, допускается осуществлять только на обрыв.

При заказе ШАК или в конфигураторе необходимо указать опцию ПКЛ:

Особенности применения ПКЛ в цепях управления задвижкой с реверсом.

В ШАК ПКЛ подключается непосредственно к выходным клеммам управления задвижкой.

При наличии слабого контрольного тока через обмотки двигателя задвижки на ноль, ПКЛ считает, что линия управления задвижкой в норме.

Вот как подключен ПКЛ к задвижке в ШАК:

Особенно следует уделить внимание тому, что при движении задвижки линия ПКЛ контроля соответствующего направления движения задвижки замыкается на ноль, что исключает контроль этой линии.

Тем самым контролируется только обмотка двигателя задвижки, предназначенная для движения задвижки в противоположном текущему направлении.

То есть если на задвижку подана команда «Закрыть» (в дежурном режиме так и есть), то будет контролироваться только целостность линии для движения в направлении «Открыть».

Задвижка достигнет крайнего положения и будет остановлена.

В зависимости от двух вариантов подключения получится следующая ситуация.

1. Если задвижка будет остановлена по внутреннему переключателю задвижки, то ШАК так и останется в состоянии закрытия задвижки. Реле управления ходом задвижки в направлении закрытия так и останется активированным и будет своими контактами замыкать линию ПКЛ на ноль.

И, несмотря на то, что цепь двигателя будет оборвана внутри задвижки, ПКЛ не зарегистрирует этот обрыв.

Это правильно — зачем контролировать цепь закрытия закрытой задвижки.

2. Если же мы будем прерывать ход задвижки при помощи сигнальных концевых переключателей, подключенных к клеммам 1-2,3-4 ШАК, то реле управления движением выключится для прерывания движения задвижки и тем самым прекратит замыкать на ноль линию контроля ПКЛ.

Но цепь двигателя задвижки не прервется ни выключателями 1КВО/1КВЗ ни 1ВМО/1ВМЗ и тем самым ПКЛ продолжит контролировать целостность целых цепей управления задвижки.

Правильная реализация этой логики работы требует тщательной настройки порядка срабатывания концевых переключателей 1КВО/1КВЗ и 2КВО/2КВЗ.

Переключение ШАК в ручной режим управления задвижкой.

Из схемы соединений в ШАК цепей управления задвижкой видно, что в режиме «Авт.» цепи управления всегда находятся в состоянии движения задвижки. По сигналу автоматики меняется только направление движения задвижки при помощи реле KZZ: в дежурном режиме при отсутствии команды задвижка закрывается; по команде автоматики задвижка открывается.

Тем самым всегда замкнута на ноль линия контроля ПКЛ, соответствующая направлению движения задвижки.

Но что если управление задвижкой в ШАК будет переведено в режим «Мест.»?

Управление задвижкой внутри ШАК прекратится до подачи команды кнопками на панели ШАК и ни одна из двух линий контроля ПКЛ не будет замкнута на землю.

Таким образом при расцеплении конечными микровыключателями 1КВО/1КВЗ цепей управления двигателем задвижки внутри задвижки и отключением ручного управления ПКЛ зарегистрирует аварию «обрыв цепей управления приводом задвижки».

Можно не обращать внимание на такой казус, возникающий при стечении трех обстоятельств: ШАК в ручном управлении, задвижка достигла крайнего положения и ручое управление отключено.

Не, можно конечно вообще не заказывать в составе ШАК ПКЛ или замкнуть линии контроля ПКЛ на землю, сымитировав целостность обмотки двигателя задвижки — но это не наш метод.

Подключение задвижки к ШАК с исключением аварии целостности линий.

Внешнюю остановку движения задвижки по достижению крайних положений все-таки придется осуществлять при помощи специально предназначенных входов ШАК 1-2,3-4.

Микровыключатели указателя положения 2КВО/2КВЗ подключаются к входам 1-2,3-4 ШАК, как и показано на типовых схемах.

При этом не будет возможности диспетчеризации состояния задвижки. Не откуда будет снять эти сигналы — ШАК не генерирует логических состояний по входам 1-2,3-4 концевых положений задвижки.

Кроме того, необходимо настроить моменты срабатывания концевых выключателей таким образом, чтобы выключатели 1КВО/1КВЗ, вызывающие сигнал аварии, срабатывали позже чем 2КВО/2КВЗ, прекращающие ход задвижки.

Настройка микровыключателей опять не будет простой.

А ведь нам необходимо еще настроить все эти микровыключатели так, чтобы задвижка еще не пропускала воду после прекращения движения от срабатывания микровыключателя 2КВЗ.

Это все может оказаться невыполнимым в необходимый промежуток наладочных работ и не работать надежно.

Как вариант — забить на полное перекрытие воды наверняка и потребовать от персонала ручного дотягивания задвижки в закрытое состояние после каждого срабатывания или опробования системы пожаротушения.

Внутренние цепи управления задвижкой собраны на той же самой клемме, к которой осуществляется коммутация внешних цепей управления и контроля.

Поэтому есть возможность изменения схемы соединений таким образом, чтобы разделить цепи микровыключателей ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО 1КВО/1КВЗ и муфтовых микровыключателей 1ВМО/1ВМЗ (если модификация задвижки без муфтовых микровыключателей, то цепи уже будут разъединены).

Муфтовые микровыключатели 1ВМО/1ВМЗ останутся в цепи питания двигателя задвижки и будут аварийными прерывателями хода: их срабатывание будет формировать аварию «обрыв цепей управления приводом задвижки».

Конечные микровыключатели ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО 1КВО/1КВЗ будут подключены ко входам контроля положения задвижки 1-2,3-4 ШАК.

Микровыключатели указателя положения ОТКРЫТО/ЗАКРЫТО 2КВО/2КВЗ будут сигнальными и подключенными в шлейфа прибора управления для формирования сигналов «Внимание-задвижка не закрыта/открыта».

Выводы.

В статье предложено целых три способа подключения задвижки к ШАК.

До сих пор действовал вслепую, следуя схемам, и понимал только на подсознательном уровне логику работы.

Ничего больше и не требуется до тех пор, пока не возникают проблемы, чтобы решить которые требуется уже глубокое понимание сути работы задвижки с контролем целостности линий.

Написание статьи позволило систематизировать и формализовать подсознательные знания.

Источник

Читайте также:  Панель приборов прадо 95 значение индикаторов
Оцените статью
Электроника