Прибор ки 1093 инструкция по применению

Переносной вольтамперметр КИ-1093-ГосНИТИ.

Он предназначен для контроля генераторов, реле-регуляторов, стартеров, звуковых сигналов, стартерных аккумуляторных батарей.

Переносной вольтамперметр имеет металлический футляр, в который вмонтированы амперметр, тахометр, вольтметр и нагрузочный реостат. Для управления прибором и подключения его к проверяемым объектам на передней панели размещены органы управления. Футляр закрывается съемной крышкой. В футляре имеется пространство, в котором размещены шунт и комплект проводов для подключения прибора к контролируемому объекту.

Рис. 38 Общий вид переносного вольтамперметра КИ-1093: 1-вольтметр; 2 – амперметр; 3- тахометр; 4- ручка нагрузочного сопротивления (реостат); 5 – ручка переключателя вольтметра; 6 – ручка переключателя амперметра; 7, 8, 9, 10, 11, 12 – клеммы для подключения приборов.

Амперметр имеет шунт на 30 А для испытания генераторов, звуковых сигналов, электродвигателей, а также выносной шунт для стартеров. При использования выносного шунта предел измерения расширяется до 1500 А. диапазон измерения вольтметром- 0…3 В; при введении в электрическую цепь добавочного резистора этот диапазон расширяется до 30 В.

Для измерения напряжения переменного тока в цепь вольтметра введены диод и резистор.

Тахометр прибор — электроимпульсный с диапазоном измерения 0…5000 мин, предназначен для измерения частоты вращения коленчатого вала. Принцип действия тахометра основан на считывании импульсов тока, выдаваемых прерывателем магнето или распределителя. Нагрузочный реостат прибора имеет полное сопротивление 6 Ом и при испытании генераторов рассчитан на максимально допускаемый ток до 25 А в течении 5 мин.

Рис. 39 Проверка стартера прибором КИ-1093.

Порядок проверки стартера (рисунок 40 позиция 3):

— снять с клеммы «+» АБ провод, идущий к стартеру и установить на нее выносной шунт «Ш2»;

-закрепить на клемме шунта провод стартера;

-соединить клеммы прибора КИ-1093: « — » с корпусом двигателя, «V» с вводным зажимным болтом стартера (Рис.39);

-высоковольтный провод КЗ замкнуть на корпус;

-установить переключатель вольтметра в положение «-30», а переключатель амперметра в положение «1500А»;

-включить стартер на время не более 10с и произвести замер In и Un на его зажимах;

-включить прямую передачу и затормозить машину стояночным тормозом;

Снова включить стартер на время не более 10 с и замерить величины Iт и Uт.

При отклонении стрелки амперметра менее 3-х делений переключить рукоятку в положение «3000А» и произвести отсчет силы тока.

Убедиться, не вращается ли якорь стартера при заблокированном двигателе, что свидетельствует о неисправности муфты стартера или его привода.

Величина силы тока, потребляемого стартером должна соответствовать ТУ.

Рис. 40 Схемы проверки электрооборудования.

Источник

ПРОВЕРКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ПЕРЕНОСНОГО ПРИБОРА КИ-1093

Исполнители: мастер-диагност, слесарь

Оборудование, приборы, инструмент: прибор КИ-1093 (рис, 31), слесарный инструмент

Проверка состояния аккумуляторной батареи

А. Проверка ЭДС аккумуляторной батареи

Номер операции Исполни­тель и его рабочее место Содержание работ и технические условия
1/Пт 1/Пт 2/К 1/Пт; 2/К Установите рукоятку 5 переключателя вольт­метра в положение «—30» Соединить с клеммами 11 к 12 прибора два провода с игольчатыми щупами Включить включатель «Масса» автомобиля Измерить ЭДС аккумуляторной батареи. За­фиксировать значение ЭДС по вольтметру при­бора. ЭДС аккумуляторной батареи должна соответствовать данным табл. 12

Б. Проверка аккумуляторной батареи под нагрузкой стартером

Номер операции Исполни­тель и его рабочее место Содержание работ и технические условия
1/Пт 1/Пт 2/К 1/Пт 2/К 1/Пт; 2/К 1; 2 Установить рукоятки переключателей 5 и 6 вольтметра — в положение «—30»; ампермет­ра—в положение «1500А» Соединить с клеммами 11 и 12 прибора два провода с игольчатыми щупами Снять с плюсовой клеммы аккумуляторной ба­тареи наконечник провода, идущего к стартеру; установить на плюсовую клемму батареи вынос­ной шунт прибора; надеть и закрепить на клем­ме шунта наконечник провода, идущего к стар­теру Соединить проводами клеммы: 5 — с массой автомобиля; 10 — с выводом прерывателя-рас­пределителя Открыть полностью воздушную и дроссельную заслонки двигателя и включить стартер на 3—6 с Измерить напряжение аккумуляторной бата­реи под нагрузкой стартером. Зафиксировать по вольтметру прибора значение напряжения ба­тареи, по амперметру — силу тока, потребляе­мого стартером, а по тахометру — частоту вра­щения коленчатого вала двигателя. Напряже­ние аккумуляторной батареи должно быть не менее 9,5 В, частота вращения коленчатого ва­ла двигателя не ниже 80 об/мин, а сила тока, потребляемого стартером, должен соответство­вать данным табл. 13 Определить техническое состояние аккумуля­торной батареи и стартера, руководствуясь ука­заниями, приведенными в табл. 12 и 13

Рис. 31. Панель прибора КИ-1093:

1 — тахометр; 2 — вольтметр; 3 — амперметр; 4 — рукоятка нагрузочного со­противления (реостата); 5 — рукоятка переключателя вольтметра; 6 — руко­ятка переключателя амперметра, объединенная с переключателем тахомет­ра; 7 — клемма подключения реостата; 8 — клемма подключения к массе испытываемого оборудования; 9 — клемма подключения амперметра; 10 — клемма подключения тахометра; 11 — клемма подключения вольтметра и та­хометра; 12 — клемма подключения вольтметра

Проверка генераторной установки

Номер операции Исполни­тель и его рабочее место Содержание работ и технические условия
2/Д Отсоединить провод от клеммы «В» генера­тора и изолировать его от массы (для генера­торов переменного тока). Отсоединить от генератора провода, подходя­щие к клеммам «Я» и «Ш», соединить эти клем­мы перемычкой (для генераторов постоянного тока)

А. Проверка генератора без нагрузки

Номер операции Исполни­тель и его рабочее место Содержание работ и технические условия
1/Пт 1/Пт 2/К 1/Пт; 2/К Соединить проводами клеммы прибора: 12 — с «В» (или «Я») генератора; 11 — с массой автомобиля; 10 — с выводом прерывателя-рас­пределителя Установить рукоятки переключателей 5 и 6: вольтметра — в положение «—30»; тахометра — в положение «4», «6» или «8», соответствующее числу цилиндров двигателя Пустить двигатель Плавно увеличивать частоту вращения колен­чатого вала двигателя, следя за показаниями вольтметра и тахометра прибора. Зафиксиро­вать значение частоты вращения коленчатого вала, при которой достигается номинальное на­пряжение генератора, равное 12,5 В. Допускае­мое значение частоты вращения коленчатого ва­ла должно соответствовать данным табл. 17

Б. Проверка генератора под номинальной нагрузкой

Номер операции Исполни­тель и его рабочее место Содержание работ и технические условия
1/Пт 1/Пт 2/К 1/Пт; 2/К 2/Д Соединить проводами клеммы прибора: 7 и 12 — с «В» (или «Я») генератора; 8 и 11 — с массой автомобиля; 10 — с выводом прерыва­теля-распределителя Установить рукоятки переключателей 4, 5 и 6: нагрузочного реостата — в крайнее левое положение; вольтметра — в положение —30»; тахометра — в положение «4», «6» или «8», со­ответствующее числу цилиндров двигателя Пустить двигатель Плавно повышать частоту вращения коленча­того вала двигателя, одновременно перемеще­нием рукоятки нагрузочного реостата вправо увеличивать силу тока нагрузки. При достиже­нии напряжения 12,6 В и силы тока согласно данным табл. 17 зафиксировать показание та­хометра прибора. Допускаемое значение часто­ты вращения коленчатого вала двигателя долж­но соответствовать данным табл. 17 Если при проверке генератора (без нагрузки и с нагрузкой) напряжение меньше 12,5 В либо слышен повышенный шум или стук, снять гене­ратор и направить его в мастерскую

В. Проверка регулируемого напряжения реле-регуляторов

Источник

МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

СД.07, ДС.01.04, ОД.С.04 ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА

СД 05.01 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ

Лабораторная работа. Диагностирование технического состояния автотракторного электрооборудования

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Специальности: 190601 Автомобили и автомобильное хозяйство

Механизация сельского хозяйства

Профессиональное обучение (агроинженерия)

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета механизации сельского хозяйства (протокол № 4 от 28 апреля 2010г.)

Составители: ст. преподаватель Султанов М.С.,

Рецензент: к.т.н., доцент кафедры «Технология металлов и ремонт

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой эксплуатации машинно-тракторного парка и автомобилей, к.т.н., доцент Бакиев И.Т.

г.Уфа, БГАУ, Кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка

Электрооборудование современных тракторов, комбайнов и автомобилей состоит из ряда систем: зажигания, пуска двигателя, освещения, световой и звуковой сигнализации, подогрева и включает в себя генератор со вспомогательными устройствами, аккумуляторные батареи, регулирующие и контрольно-измерительные устройства и т.д. Нормальная эксплуатация любой машины во многом зависит от исправной работы систем электрооборудования. Опыт показывает, что до 25. 30% всех неисправностей машин приходится на электрооборудование.

Излишняя разборка и сборка уменьшают срок службы агрегатов электрооборудования. Поэтому техническое состояние электрооборудования при соответствующем техобслуживании проверяют без разборки – путем диагностирования.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Приобрести практические навыки обнаружения и устранения неисправностей автотракторного электрооборудования переносным прибором КИ-1093 ГОСНИТИ.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

2.1 Изучить назначение, устройство и работу переносного вольтамперметра КИ-1093 ГОСНИТИ.

2.2 Изучить основные неисправности автотракторного электрооборудования и способы их устранения.

2.3 Проверить техническое состояние автотракторного электрооборудования:

— генераторов постоянного и переменного тока;

— интегрального регулятора напряжения Я112;

— освещения, сигнализации и вспомогательного оборудования.

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

1) Схемы и плакаты по электрооборудованию тракторов и автомобилей.

2) Трактор МТЗ-80Л, автомобиль ГАЗ-52-04, ИЖ-2715.

3) Переносной вольтамперметр КИ-1093-ГОСНИТИ.

Приспособление для проверки натяжения ремней КИ-8920.

5) Ареометр аккумуляторный.

6) Нагрузочная вилка ЛЭ-2 или аккумуляторный пробник Э-107.

7) Аккумуляторная батарея 6СТ 55ЭМ, 6СТ 75ЭМ.

9) Набор слесарного инструмента.

11) Стеклянная трубка ø 3. 5 мм и длиной 100-180 мм для проверки уровня электролита в аккумуляторных батареях.

УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1 К выполнению работы допускаются лица, ознакомившиеся с настоящими требованиями, изучившие устройство приборов и оборудования. Работа выполняется с разрешения преподавателя в присутствии учебного мастера или лаборанта.

4.2 Все операции, за исключением тех, выполнение которых возможно только при работающем генераторе трактора (автомобиля), следует выполнять при выключенном двигателе. При работающем двигателе выполняются операции только в том случае, если рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.

4.3 Особую осторожность следует проявлять при контроле технического состояния аккумуляторных батарей.

4.4 Запрещается проверка электрооборудования при подтекании топлива и масел, скоплении их в противне.

4.5 При пуске и работе автомобиля, трактора не стоять против вращающихся частей.

МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

5.1 Изучить назначение, принцип действия и коммутацию систем, агрегатов, контрольно-регулировочных устройств электрооборудования трактора МТЗ-80Л по схеме.

При этом необходимо находить агрегаты электрооборудования на тракторе, обратив внимание на расположение контактных клемм, соединительных зажимов и креплений.

На современных тракторах и автомобилях устанавливаются трехфазные синхронные генераторы переменного тока.

На автомобилях (ГАЗ-53А, ГАЗ-24, ЗИЛ-130, КамАЗ, МАЗ, КрАЗ и т.д.) и на тракторах К-700, К-701 применяют трехфазные генераторы переменного тока с контактным устройством (Г-250, Г-271, Г-272, Г-275, Г-265 и др.).

На остальных тракторах установлены, как правило, закрытые бесконтактные трехфазные индукторные генераторы переменного тока типов Г-304, Г-306, Г-309, 15.3701 и 46.3701 (МТЗ-80Л). Характерная особенность этих генераторов – отсутствие щеточных контактов и вращающихся обмоток.

Переменный ток генератора выпрямляется кремниевыми диодами (вентилями) прямой и обратной полярности. На схемах, в условном обозначении вентиля, острие треугольника указывает техническое направление тока. Вентиль прямой полярности пропускает ток от центрального вывода к корпусу, вентиль обратной полярности наоборот – от корпуса к центральному выводу. Вентили прямой и обратной полярности имеют одинаковую конструкцию. Различают их только по цвету маркировки. На корпусе вентиля прямой полярности наносят красную, обратной полярности – черную маркировку.

Генератор 46.3701 имеет три выводных зажима: Б – клемма выпрямленного напряжения; Д, Ш – клеммы, соединяющиеся с обмоткой возбуждения; клемма «Д» может использоваться также для питания реле блокировки стартера.

Напряжение генератора 46.3701 автоматически поддерживается в заданных пределах с помощью интегрального регулятора напряжения ИРН Я112Б.

Выводы ИРН (контактные площадки) изолированно закреплены на основании и обозначены на крышке буквами «С», «Б», «Ш», «Д».

Рисунок 1 Внешний вид ИРН Я112Б

Зажимы «Б», «Д», «Ш» соединяются соответственно с выпрямителем и обмоткой возбуждения генератора (ОВГ). Обмотка возбуждения генератора питается от дополнительных выпрямителей, которые предотвращают постепенный разряд аккумулятора током возбуждения в случае, если тракторист после остановки двигателя забудет отключить выключатель массы ВМ.

Система пуска дизельных двигателей представляет собой совокупность механизмов и электромеханических устройств (смотри плакат).

Энергетической установкой пускового устройства является аккумулятор, который обладает свойством кратковременно отдавать большой ток, необходимый для работы стартера. Например, на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 установлены две последовательно соединенные аккумуляторные батареи ЗСТ-215ЭМ. В каждой батарее три банки, по типу батарея стартерная, емкость батареи 215А·ч. На тракторах с пусковым двигателем установлена одна аккумуляторная батарея 6СТ-50ЭМ емкостью 50А·ч (МТЗ-80П).

Стартеры – это электродвигатели постоянного тока, в основном с последовательным возбуждением. У автотракторных двигателей с непосредственным электрическим запуском мощность стартеров значительна. Для заводки пусковых двигателей на тракторах МТЗ-80Л и МТЗ-82Л применяются стартер СТ-362А, включаемый с рабочего места водителя.

При изучении схемы электрооборудования следует обратить внимание на специальное блокирующее устройство, предотвращающее пуск двигателя при включенной передаче трактора. Блокировка осуществляется за счет разрыва электрической цепи обмотки пускового реле РС502 при включении любой передачи. Поэтому включение стартера становится невозможным (смотри плакат). На тракторе МТЗ-80Л блокирующее устройство размещено на крышке коробки передач. В устройстве применен пылебрызгозащищенный включатель ВК403 нажимного типа. Благодаря блокирующему устройству, пуск двигателя возможен только тогда, когда рычаг КП находится в среднем, нейтральном положении.

5.2 Ознакомиться с устройством и назначением прибора КИ-1093.

Прибор КИ-1093, переносной вольтамперметр, предназначен для проверки и регулировки автотракторного электрооборудования, генераторов постоянного и переменного тока, реле-регуляторов, стартеров, стартерных аккумуляторных батарей и других потребителей тока.

Он выполнен в металлическом корпусе (рисунок 2), в котором смонтированы вольтметр 1, амперметр 2, тахометр 3 и нагрузочный реостат 4. Для управления прибором и подключения его к проверяемым объектам на передней панели имеются ручки переключателей вольтметра 5 и амперметра 6, клеммы подключения: реостата 7, амперметра 8 к массе испытуемого оборудования 9, вольтметра и тахометра 10, тахометра 11 и вольтметра 12.

В корпусе имеется пространство, где уложен выносной шунт и комплект проводов, необходимый для подключения прибора к испытуемым объектам.

Предел измерения амперметра до 30 А. Поэтому при испытании стартеров прибор включается через выносные шунты на 300 или 1500 А.

При измерении напряжения постоянного тока вольтметр имеет предел измерения 0…3 и 0…30 В, напряжения переменного тока – 0…30 В.

Нагрузочный реостат прибора имеет полное сопротивление 6 Ом и рассчитан на максимально допустимый ток 25 А в течение 5 минут.

Электроимпульсный тахометр прибора с пределом измерения до 5000 об/мин (83, 3С -1) предназначен для определения частоты вращения коленчатого вала 4, 6, 8-цилиндровых карбюраторных двигателей. Принцип действия тахометра основан на считывании прибором ИТ-150 импульсов тока, выдаваемых прерывателем системы зажигания.

5.3 Проверить состояние отдельных агрегатов электрооборудования.

5.3.1 Проверка стартера на величину потребляемого тока при полностью заторможенном якоре (рисунок 3).

Эта проверка производится с целью определения технического состояния муфты привода и исправности электрических цепей стартера.

1) Выключить включатель «массы» на тракторе.

2) Снять с плюсового зажима аккумулятора провод, идущий к стартеру и установить на плюсовой зажим аккумулятора выносной шунт прибора.

3) Закрепить на клемме шунта наконечник провода, снятый с плюсового зажима аккумулятора.

4) Переключатель амперметра установить в положение «300А» или «1500А» в зависимости от потребляемого стартером тока (таблица 1).

5) Клемму «масса» прибора соединить с неокрашенной деталью («масса») трактора, клемму «вольтметр» – с выводным зажимом (болтом) стартера.

6) Переключить вольтметр прибора в положение «30В, постоянный ток».

7) Включить любую передачу и затормозить трактор. У пусковых двигателей включить сцепление с основным двигателем.

Если на тракторе МТЗ-80Л установлено блокирующее устройство (включатель ВК403), то при проверке стартера указанным способом включатель ВК403 блокирующего устройства следует шунтировать с помощью отдельного провода.

8) Включить включатель «массы» на тракторе.

9) Включить стартер (не более чем на 10с) и быстро отсчитать ток, потребляемый стартером и напряжение на его клеммах. Величина тока и напряжения у исправного стартера и заряженной аккумуляторной батареи должны соответствовать данным таблицы 1.

10) Если потребляемый ток и напряжение на клеммах стартера равны нулю, то это свидетельствует об обрыве в цепи питания стартера или цепи тягового реле.

11) Если величина тока меньше (против указанной в таблице), то это свидетельствует о больших переходных сопротивлениях во внешней цепи стартера или внутри него. Необходимо тщательно проверить и зачистить

Таблица 1 Параметры стартеров

Марка трактора Марка стартера Потребляемый ток, не более, А Напряжение на клеммах, не более, В
МТЗ-80Л, МТЗ-82Л МТЗ-80, МТЗ-82 МТЗ-50Л, МТЗ-52Л МТЗ-50, МТЗ-52 Т-40А, Т-40М ЮМЗ-6Л Т-25, Т-16М Т-150 К-701 ГАЗ-53 ЗИЛ-130, КАЗ-606 КамАЗ МАЗ, КРАЗ ГАЗ-24, 3102 ВАЗ: все модели до 2107 ВАЗ-2108, 2109 «Москвич»-2140, -412, ИЖ-2125 СТ362-А СТ212-А СТ350-Б СТ212 СТ212Б СТ365 СТ222 СТ3528 СТ103 СТ230-А СТ230-К СТ142 СТ103 СТ230 СТ221 СТ3708 СТ117-А 8,5 8,5 8,5 21,5 8,5 8,5 21,8 21,5 8,5 8,5

контактные соединения цепи стартера. Следует помнить, что уменьшение тока, потребляемого стартером, может быть следствием разряженности аккумуляторных батарей.

Для проверки цепи питания системы пуска «масса» прибора соединяется с «массой» трактора, клемма «вольтметр» – с проводом с игольчатым щупом. Поочередно подключая щуп к клеммам, выявляют неисправность в цепи питания: 1) зажим стартера, 2) клемма амперметра на щитке приборов трактора, 3) клемма «плюс» пускового ключа, 4) клемма «СТ» пускового ключа.

5.3.2 Проверка генератора переменного тока.

Исправность генераторной установки на тракторе МТЗ-80Л предварительно проверяют по контрольной лампе, установленной на щитке приборов. Если генераторная установка исправна, то контрольная лампа загорается при включении «массы» и гаснет после пуска двигателя или горит слабым светом.

5.3.2.1 Проверка генератора при работе двигателя (рисунок 4).

Чтобы не вывести из строя выпрямитель генератора и регулятор напряжения, нельзя допускать неправильного подключения батареи в работу. Надо подключить «+» батареи в сеть токоприемников, а «-» – на массу. При обратном подключении происходит короткое замыкание батареи через выпрямитель. А также нельзя выключить «массу» (ВМ) при работающем двигателе, т.к. это вызывает импульсное повышение напряжения и может привести к выходу из строя полупроводниковых приборов. Запрещается проверять исправность генераторов переменного тока замыканием клемм «-» Б, Д, Ш перемычками на «массу» и между собой.

1) Клеммы «реостат» и «вольтметр» прибора КИ-1093 соединить с клеммой «Б» генератора. Клемму «масса» прибора – с «массой» трактора.

2) Включить включатель «массы» на тракторе.

3) Запустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала в соответствии с данными таблицы 2 (для МТЗ-80Л 1610±40 об/мин).

4) С помощью реостата прибора установить такой ток нагрузки, чтобы суммарное показание величины тока штатного амперметра на щитке приборов трактора и амперметра КИ-1093 соответствовало данным таблицы 2 (для МТЗ-80Л 23,5 ампер). В случае несоответствия нужно проверить генератор при неработающем двигателе.

5.3.2.2 Определение начальной (минимальной) скорости вращения ротора генератора без нагрузки.

1) Отсоединить провод от клеммы «+» генератора и изолировать его.

2) Соединить проводами клеммы прибора с «+» генератора, «-» прибора с массой машины.

3) Установить рукоятки переключателя:

— вольтметра 5 в положение «-30»;

— тахометра в положение 4,6 или 8 (в соответствии с числом цилиндров двигателя).

4) Запустить двигатель. Плавно повышая обороты, следить за показаниями вольтметра 1 и тахометра 3 прибора. Когда напряжение достигнет величины, указанной в таблице 2, записать показание тахометра. С учетом передаточного отношения, определить действительную скорость вращения ротора генератора и сравнить ее с показаниями таблицы 2.

5.3.2.3 Проверка обмотки возбуждения генератора (рисунок 5).

Исправность обмотки возбуждения генератора проверяют только при неработающем дизеле при помощи омметра (тестера) или аккумуляторной батареи с проводами и лампочкой на 12 вольт.

1) Все провода генератора отсоединить от своих клемм.

2) Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединить с клеммой М (корпус генератора), а ее положительный вывод – через контрольную лампу с клеммой «Ш» генератора. Если обмотка возбуждения исправна, лампа горит вполнакала (сила тока 3,0 – 3,5 А). Полный накал лампы (сила тока более 3,5 А) указывает на короткое замыкание между обмоткой возбуждения и корпусом генератора. Если лампа не горит, то имеется обрыв в одной из обмоток возбуждения.

В случае проверки с помощью омметра (подключение такое же) оптимальное сопротивление обмотки возбуждения должно быть 7,5±0,5 ом. Если больше – то неполный контакт в местах паек.

5.3.2.4 Проверка выпрямителя генератора.

1) Провод от клеммы «минус» вспомогательного аккумулятора подключить к клемме «М» генератора (корпус генератора), провод с лампочкой от клеммы «плюс» – к клемме «Б» генератора. Лампа не должна гореть. Если горит, то:

— пробита изоляция между теплоотводом и корпусом выпрямителя;

— короткое замыкание в диодах обеих полярностей;

— замкнут вывод «Б» генератора на корпус.

2) Провод с лампочкой от клеммы «плюс» аккумулятора оставить на клемме «Б» генератора. Провод от минусовой клеммы аккумулятора подключить к выводам переменного тока генератора (клемма «Д»). Лампа не должна гореть. Горение лампы свидетельствует о коротком замыкании одного или нескольких диодов прямой полярности.

Для проверки обмоток статора и диодов обратной полярности положительный вывод аккумуляторной батареи через контрольную лампу соединить с клеммой переменного тока генератора (клемма «Д»), а ее отрицательный вывод – с «массой» генератора. Лампа не должна гореть. Если лампа горит, то:

— произошло короткое замыкание обмотки стартера на корпус генератора;

— пробит один или несколько диодов обратной полярности.

5.3.2.5 Проверка интегральных регуляторов напряжения (ИРН) Я112Б (рисунок 6).

1) Клемму «реостат» прибора соединить с клеммой «Б» реле – регулятора, клемму «масса» – с массой реле, клемму «вольтметр» прибора – с клеммой «Б» реле.

2) Включить включатель «массы» и запустить двигатель.

3) Выключить включатель «массы».

4) Установить номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя.

5) С помощью реостата прибора установить величину тока нагрузки, равную 14,4±0,5 ампер. Замерить величину регулируемого напряжения. Напряжение должно быть в пределах 13,5 – 14,2 вольт в положении «лето», 14,1-15,5 – в положении «зима».

ИРН не требует ухода и регулировки. При отказе генератора необходимо при средней частоте вращения двигателя соединить зажим «Ш» ИРН с массой. Это соответствует работе ИРН при открытом транзисторе ТЗ. Повышение напряжения на зажимах генератора до 18…20В свидетельствует об отказе ИРН при исправном генераторе. Если напряжение не увеличилось, то ИРН исправен и отказ следует искать в генераторной части. Вышедший из строя ИРН не ремонтируется, а заменяется.

5.3.3 Проверка стартерных аккумуляторных батарей (признаками неисправности являются слабые накал лампы и звук сигнала, малая частота вращения якоря стартера):

1) Замерить уровень электролита во всех элементах батареи с помощью стеклянной трубки с внутренним диаметром 3-5 мм. Он должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка. При необходимости долить в батареи дистиллированную воду. Электролит доливается только в тех случаях, если его уровень понизился из-за выплескивания.

2) Измерить плотность электролита с помощью ареометра. Если в батареи доливалась дистиллированная вода, то плотность следует измерять через 30 – 40 минут работы двигателя. Разница в плотности электролита в различных банках аккумуляторной батареи не должна превышать 0,02 г/см 3 .

3) Если известна начальная плотность электролита заряженной батареи, то по наименьшей плотности его, замеренной в одной из банок, определяется разряженность батареи по данным таблицы 3.

Если начальная плотность заряженной батареи не известна, то напряжение каждой аккумуляторной батареи можно проверить под нагрузкой при помощи нагрузочной вилки ЛЭ-2. Степень разряженности батареи определяется по данным таблицы 4.

Разрядное напряжение в течение 5 с должно быть устойчивым.

Напряжение на исправных элементах батареи не должно отличаться более чем на 0,2 В.

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и 50% летом, необходимо

Таблица 3 Допустимая плотность электролита, г/см 3

Климатический район Время года Батарея полностью заряжена Батарея разряжена
на 25% на 50%
Северный (с темпера-турой до -40°С) круглый год 1,29 1,25 1,23
Центральный (с темпе-ратурой до -30°С) круглый год 1,27 1,23 1,19
Южный круглый год 1,25 1,21 1,17

Таблица 4 Степень разряженности аккумуляторной батареи

Показание вольтметра нагрузочной вилки, В Батарея разряжена на, %
1,8 –1,7 1,7 –1,6 1,6 –1,5 1,3 –1,4

снять и отправить на зарядку.

От плотности электролита зависит и температура его замерзания (таблица 5).

Таблица 5 Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности

Плотность электролита при +15°С, г/см 3 1,05 1,10 1,15 1,20 1,25 1,30
Температура замерзания электро-лита, °С -3 -7 -14 -25 -50 -68

4) Измерить величину ЭДС (напряжение без нагрузки) батареи и отдельных ее элементов:

— два провода с игольчатыми щупами, имеющиеся в комплекте прибора, соединить с клеммами «+» и «-» прибора;

— ручку 5 переключателя вольтметра установить в положение «-3»;

— соблюдая полярность, измерить напряжение на каждом элементе и сравнить его с расчетной величиной ЭДС — ,

где — плотность электролита.

Если ЭДС (напряжение без нагрузки) будет меньше величины , то в аккумуляторе имеется частичное замыкание.

В том случае, когда ЭДС будет равна нулю, то в аккумуляторе пластины замкнуты накоротко.

5) Проверить напряжение батареи под нагрузкой. Для этого присоединить оба провода прибора к клемме батареи. Не более чем на 5с включить стартер при выключенной подаче топлива и определить напряжение на клемме батареи. Исправная батарея должна иметь напряжение на клеммах не менее 9,6В, если оно ниже этого значения, то необходимо подзарядить батарею или направить ее на ремонт.

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Занести в тетрадь краткое описание работы, сопровождая его необходимыми схемами. Заполнить протоколы (таблицы 6, 7, 8, 9) проверки технического состояния отдельных узлов электрооборудования и указать пути устранения замеченных неисправностей.

Таблица 6 Результаты проверки стартера марки СТ-362 А

Значение Потребляемый ток, А Напряжение питания, В
Номинальное Фактическое

Таблица 7 Результаты проверки генератора марки – 46.3701

Частота вращения коленчатого вала, об/мин Суммарный ток нагрузки, А Напряжение, В Сопротивление обмотки возбуждения, ом Сопротивле-ние обмотки стартера, ом
номин. факт. номин факт. номин. факт. номин. факт.

Таблица 8 Результаты проверки интегральных регуляторов напряжения (ИРН)

Величина тока нагрузки, А Пределы регулируемого напряжения в положении
допустимая фактическая лето зима
доп. факт. доп. факт.

Таблица 9 Результаты проверки аккумуляторной батареи

Марки 6СТ-75МП, 6СТ-55

Значение Уровень электролита, мм Плотность электролита, г/см 3 Показание вольтметра нагрузочной вилки, В Степень разряженности батареи, %
Номинальное Фактическое

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие факторы влияют на продолжительность срока эксплуатации аккумулятора?

2. Как влияет температура на параметры аккумулятора?

3. Какие виды испытаний стартеров вы знаете?

4. Какими особенностями характеризуется пусковой режим работы стартера?

5. В чем заключаются операции по техническому обслуживанию системы пуска?

6. Перечислите неисправности генераторов, их причины и способы выявления неисправностей.

7. Из каких этапов состоит рабочий процесс системы зажигания?

8. Чем отличается контактно-транзисторная система зажигания от обычной?

9. Как определить исправность свечей зажигания?

10. Принципы защиты электрических цепей от перегрузок.

11. Что включает в себя система контроля работы транспортного средства?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аллилуев В.А и др. Практикум по эксплуатации МТП. –М.: Агропроиздат, 1987. –421с.

2. Бельских В.И. Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов. –М.: Россельхозиздат, 1979. –413с.

3. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. –М.: Высшая школа, 1997. –527с.

4. Техническая эксплуатация автомобилей. –М.: Транспорт, 1991. –415с.

Подписано в печать _________________ 2010г. Формат 60х84. Бумага типографская. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л.__. Усл. изд. л.__. Тираж ___ экз. Заказ №______.

Издательство Башкирского государственного аграрного университета.

Типография Башкирского государственного аграрного университета.

Адрес издательства и типографии: 450001, г. Уфа, ул. 50 лет Октября, 34.

Источник

Читайте также:  Прибор итм 5м техническое описание
Оцените статью
Электроника