Панель приборов бтр 80 схема

Описание панели приборов БТР-80

Имея опыт эксплуатации бронетранспортёра БТР-80, представляем вам расшифровку его панели приборов. Обзор начнём с самых главных элементов, обозначенных цифрами на фотографии.

1. Тумблер включения левого генератора.
2. Тумблер включения правого генератора. Примечание. На фото тумблера опущены вниз. Это означает, что положение выключено. Если тумблера направлены вверх, положение включено. Чтобы запустить двигатель боевой машины, тумблера необходимо поднять вверх.
3. Кнопка «батарея», она же масса.
4. Кнопка «пуск». Чтобы запустить двигатель бронетранспортера, достаточно удерживать эту кнопку в пределах 3 секунд.
5. Тахометр. Он показывает рабочие обороты двигателя.
6. Монометр. Этот прибор сообщает о давлении воздуха во всех восьми шинах, а также в каждой по выбору.
7. Спидометр — показатель скорости и пробега.
8. Давление масла в системе двигателя.
9. Прибор показывает температуру системы охлаждения двигателя.
10. Кнопка включения/выключения вентилятора печки.
11. Кнопка включения световых огней.
12. Монометр — показатель давления воздуха в тормозной системе.
13. Показание топлива в одном из выбранных баков.
14. Амперметр.
15. Подача звукового сигнала.
16. Моточасы.
17. Кнопка включения светомаскировочного устройства.
18. Кнопки пожаротушения, они находятся за защитной крышкой.

БТР-80 это советский бронетранспортёр, созданный в начале 1980-х годов. Машина имеет колёсную формулу 8х8, и двигатель от КамАЗа мощностью 260 лошадиных сил.

Источник

Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА БТР-80 КРАТКИЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ КУРС

1 Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА БТР-80 КРАТКИЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ КУРС

2 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА ЗАНЯТИЕ 1 ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1 Аккумуляторные батареи 2 Генераторные установки 3 Уход за источниками электрической энергии

3 Размещение электрооборудования на бронетранспортере БТР радиостанция; 2 — радиоприемник; 3 и 70 — фары с насадками СМУ; 4 и 71 — передние фонари с насадками СМУ; 5 — дополнительная фара; 6 — звуковой сигнал; 7 — щиток предохранителей; 8, 19, 52 и 62 — конечные выключатели верхних люков; 9 и 59 — сумки со шлемофонами; 10, 51 и 64 — регуляторы температуры стекла; 11,31, 34, 53, 60, 66, 108 и плафоны; 12 — ЗИП радиостанции; 13 — щиток выключения блокировки электропитания башни; 14, 55, 58, 67, 77 и сумки с нагрудными переключателями; 15 — антенные штыри; 16 — правый щиток; 17, 56 и проходные разъемы переговорного устройства; 18 и 54 — конечные выключатели боковых люков; 20 и 40 — датчики сигнализаторов наличия воды в машине; 21 — выключатель аккумуляторных батарей; 22 -антенное устройство; 23 — выключатель предпускового подогревателя; 24 — соединительная колодка датчика тахометра; 25 и 26 — аккумуляторные батареи; 27 — блок защиты аккумуляторных батарей; 28 — розетка внешнего пуска; 29 — блок ЭФУ; 30, 95, 100 и термодатчики; 32 — стартер; 33 и 44 — фильтры радиопомех; 35 и 42 -реле-регуляторы; 36 и 41 — генераторы; 37 — датчики указателя топлива; 38 — задние фонари с насадками СМУ; 39 — конечный выключатель сигнализации открытия заслонки водомета; 43 — фильтр радиопомех; 45 — механизм привода крышек воздухопритока и воздухоотвода; 46 — релейная коробка системы ППО; 47 — розетка для подключения прибора проверки системы ППО; 48 — электродвигатель нагнетателя; 49 и 78 — розетки переносного светильника; 50 — пиропатроны системы ППО; 57 — левый щиток; 61 — прибор БВ35 переговорного устройства; 63 — ящик ЗИП электрооборудования; 65 — переносной светильник; 68 — прибор БВ37 переговорного устройства; 69 — фара ТВН; 72 — электродвигатель переднего отопителя; 73 — электродвигатель обдува стекол смотровых люков; 74 -выключатели сигнала торможения; 75 — датчик аварийной сигнализации рабочей тормозной системы; 76 — щиток прибора; 79 — прибор БВ34 переговорного устройства; 80 — стеклоочиститель; 81 — фонарь освещения места командира; 82 — датчик индикатора мощности доз радиации; 83 — осветитель; 84 — индикатор мощности доз радиации; 85 — конечный выключатель стояночного тормоза; 86 — фонарь освещения кранов воздушного редуктора; 87 — электромагнит МОД у педали подачи топлива; 88 — датчик включения движителя; 89 и 90 — электродвигатели задних отопителей; 91 и 94 — электродвигатели вентиляторов раздаточной коробки; 92 — щиток предпускового подогревателя и системы ППО; 93 и 97 — свечи ЭФУ; 96 — датчик температуры масла; 98 — датчик контрольной лампы перегрева воды в двигателе; 99 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; электродвигатель водооткачивающего насоса; электромагнитный топливный клапан ЭФУ; электромагнит МОД на двигателе; датчик сигнальной лампы аварийного давления масла; датчик сигнализации засоренности масляного фильтра; электродвигатель котла предпускового подогревателя; транзисторный коммутатор предпускового подогревателя; датчик указателя давления масла

Читайте также:  Распиновка щитка приборов хендай hd78

4 1 Аккумуляторные батареи

5 АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ СЛУЖАТ ДЛЯ ПИТАНИЯ СТАРТЕРА ПРИ ПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ ВСЕГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ МАШИНЫ ПРИ НЕРАБОТАЮЩИХ ГЕНЕРАТОРАХ, Т.Е. ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ ИЛИ РАБОТЕ ДВИГАТЕЛЕ НА ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА МЕНЕЕ 900 ОБ/МИН. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ 12С85Р1 АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ 6СТ-190ТР

6 Танковые аккумуляторные батареи имеют гарантийный срок службы не менее 3-х лет и выдерживают кратковременные ударные нагрузки, например типа 12СТ-85, до 20 g. Автомобильные батареи имеют гарантийный срок в среднем до двух лет и выдерживают кратковременные ударные нагрузки не более 15 g. Аккумуляторные батареи типа 12СТ-85 выпускаются в исполнениях 12СТ-85Р1, 12СТ-85РМ и 12СТС-85АС1 (с общей крышкой). Аккумуляторные батареи типа 6СТ-190 в выпускаются в исполнениях 6СТ-190ТМ, 6СТ-190ТР, 6СТ-190А (с общей крышкой), 6СТ-190АП (с общей крышкой и сепараторамиконвертами), 6СТ-190АПЗ (с общей крышкой и сепараторамиконвертами, малобслуживаемая). Танковая батарея 12СТС-85А С1 Автомобильная батарея 6СТ-190АП БАТАРЕИ ОДНОГО ТИПА В РАЗЛИЧНЫХ ИСПОЛНЕНИЯХ ПОЛНОСТЬЮ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ МЕЖДУ СОБОЙ

7 Аккумуляторные батареи-модули типа 6ТСТС-100А батарея — модуль 6ТСТС-100А необслуживаемая батарея — модуль 6ТСТС-100АЗ необслуживаемая комбинированный полюсной выводы батареймодулей 1 шпилька М10; 2 гайка под ключ 14; 3 полюсной вывод в виде проушины под с отверстием под болт М10

9 1 — крышка люка; 2 — стяжка; 3 — гайка-барашек; 4 — накладка; 5 — основание; 6 — провод; 7, 13 и 15 — шины (перемычки); 8 — резиновая прокладка; 9 — защищая крышка; 10 -экран; 11 — блок защиты аккумуляторных батарей; 12 -ручка; 14 — аккумуляторные батареи

10 Схемы подключения аккумуляторных батарей а подключение батарей типа 12СТ-85 (параллельное соединение батарей); б подключение батарей типа 6СТ-190 (последовательное соединение батарей специальным проводом сечением 70 мм 2 из комплекта ЗИП) схема параллельнопоследовательного подключения аккумуляторных батарей типа 6ТСТС- 100А

11 Для пуска двигателя соединить внешний источник с розеткой внешнего пуска проводами (сечение 95 мм 2 и длина 7 м), имеющимися в групповом комплекте ЗИП (на 10 машин) 1- розетка; 2- провод на корпус; 3- провод к блоку защиты; 4- плюсовой наконечник; 5- минусовой наконечник;6- рукоятка;7 — провод РОЗЕТКА ВНЕШНЕГО ПУСКА

12 Расположение выключателя батарей и предохранителя плавкого установка электромагнитного выключателя батарей (ВК86) и предохранителя плавкого в нише аккумуляторных батарей установка выключателя батарей на перегородке отделения силовой установки

13 Устройство танковой аккумуляторной батареи 12СТ-85Р1 1 аккумулятор; 2 корпус; 3 полюсные выводы; 4 четырехкамерный бак; 5 межаккумуляторное (межэлементное) соединение; 6 пробка; 7 ручка; 8 крышка батареи; 9 защитная коробка (кожух) Последовательное соединение аккумуляторов в стартерной аккумуляторной батарее

14 Устройство свинцового стартерного аккумулятора КАЖДЫЙ АККУМУЛЯТОР СОСТОИТ: полублок отрицательных пластин (электродов) с полюсным выводом отрицательным; полублок положительных пластин (электродов) с полюсным выводом положительным; сепараторы микропористые прокладки между соседними разноименными пластинами; перфорированный предохранительный щиток для защиты сепараторов и пластин от повреждений сверху; крышка с заливным отверстием и пробкой, двумя отверстиями для выводных полюсов аккумулятора; бачок; электролит (водный раствор серной кислоты).

15 ЗАРЯЖЕННЫЙ АККУМУЛЯТОР Двуокись свинца (положительный электрод) + Губчатый свинец (отрицательный электрод) + Серная кислота (в электролите) РАЗРЯД ЗАРЯД Сульфат свинца (положительный электрод) + Сульфат свинца (отрицательный электрод) + Вода (в электролите) РАЗРЯЖЕННЫЙ АККУМУЛЯТОР

16 Протекание электрохимических процессов в свинцовом аккумуляторе

17 ПОДКЛЮЧЕНИЕ ВОЛЬТМЕТРА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭДС АККУМУЛЯТОРА ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА

18 ВНУТРЕННИМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ называется сопротивление, оказываемое аккумулятором протекающему внутри него зарядному или разрядному току. Внутреннее сопротивление заряженного аккумулятора составляет тысячные доли Ома. Однако в процессе разряда оно существенно увеличивается. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОВОДИМОСТЬ АКТИВНЫХ МАСС ЭЛЕКТРОДОВ УМЕНЬШАЕТСЯ ИЗ-ЗА ОБРАЗОВАНИЯ НА ИХ ПОВЕРХНОСТИ ПЛОХО ПРОВОДЯЩЕГО ТОК СУЛЬФАТА СВИНЦА. ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА ПРИ РАЗРЯДЕ АККУМУЛЯТОРА СНИЖАЕТСЯ В 2,5 РАЗА. СУЩЕСТВЕННО ВЛИЯЕТ НА ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ АККУМУЛЯТОРА ТЕМПЕРАТУРА ЭЛЕКТРОЛИТА. С ПОНИЖЕНИЕМ ЕГО ТЕМПЕРАТУРЫ ОТ ПЛЮС 30 С ДО МИНУС 40 С СОПРОТИВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА ВОЗРАСТАЕТ В 8 РАЗ.

19 ЕМКОСТЬЮ аккумулятора называется количество электричества, отдаваемое заряженным аккумулятором при его разряде в заданных условиях Емкость аккумулятора измеряется в ампер-часах (А ч) и является произведением величины разрядного тока (в амперах) на продолжительность разряда (в часах). Она зависит от количества активной массы, величины разрядного тока, плотности и температуры электролита.

20 СТЕПЕНЬ РАЗРЯЖЕННОСТИ БАТАРЕИ ΔС, %, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ: ΔС= (ρ З — ρ MIN ) (5 6) 100, где ρ З плотность электролита полностью заряженного аккумулятора при температуре плюс 25 0 С, г/см 3 ; ρ min плотность электролита аккумулятора с наименьшей плотностью, приведенная к температуре плюс 25 0 С, г/см 3. ПОМНИ: снижение плотности электролита на 0,01 г/см 3 соответствует разряду на (5 6)%. При разных температурах электролита плотность одного и того же аккумулятора разная. при повышении температуры электролита на 15 С плотность уменьшается на 0,01 г/см 3, а при понижении увеличивается на такую же величину. уровень электролита в аккумуляторе должен быть на (10 15) мм выше предохранительного щитка.

23 НА КАЖДОЙ БАТАРЕЕ НАНЕСЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: ТОВАРНЫЙ ЗНАК ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗГОТОВИТЕЛЯ ; ТИП И ИСПОЛНЕНИЕ БАТАРЕИ; ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ГОД МЕСЯЦ); СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ГОСТ ИЛИ ТУ; ЗНАКИ ПОЛЯРНОСТИ: «+» ПЛЮС И «-» МИНУС. НА ТАНКОВЫХ БАТАРЕЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНО НАНЕСЕН НОМЕР БАТАРЕИ. УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ БАТАРЕИ = ТИП + ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ

24 6 СТ 190 ТР (1) (2) (3) (4) 1 позиция указывает число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее и характеризует ее номинальное напряжение, В, 12; 2 позиция указывает назначение батареи по функциональному признаку (СТ — стартерная); 3 позиция указывает номинальную емкость батареи, А ч, 190; буква «А» после обозначения емкости батареи означает, что батарея выполнена с общей крышкой. Например, танковая аккумуляторная батарея 12СТС-85АС1 4 позиция указывает дополнительную информацию об исполнении батареиэ Материал моноблока (Э корпусмоноблок из эбонита, Т моноблок из термопластичной пластмассы). Если материал моноблока не обозначен, то он выполнен из сополимера пропилена с этиленом. Материал сепараторов (М мипласт, Р мипор, С стекловолокно). Если материал сепаратора не обозначен, то он выполнен из полиэтилена. Нагревательные элементы, встроенные в аккумуляторы (Н для автомобильных аккумуляторных батарей). Серию (Н новая для танковых батарей). Согласно ТУ завода изготовителя есть и другие обозначения дополнительной информации об исполнении батареи.

25 Для подключения батарей к бортовой сети дистанционно нажать кнопку «БАТАРЕИ» на щитке приборов механика-водителя, подключение подтверждается загоранием контактных ламп исправности цепей пиропатронов ППО «БАЛЛОН 1» и «БАЛЛОН 2». Для отключения батарей требуется повторное нажатие кнопки «БАТАРЕИ». Аккумуляторные батареи к бортовой сети выключателем ВК860Б можно подключать и отключать вручную, нажатием кнопки ручного включения, находящейся под резиновым защитным колпаком на корпусе ВК-860Б на перегородке со стороны боевого отделения.

26 2 Генераторные установки

27 1, 2 генераторы; 3 ремни генераторов Установка генератора

28 1 — щетка; 2 — щеткодержатель; 3 — вал ротора; 4 — шарикоподшипник; 5 — экран; 6 — крышка со стороны контактных колец; 7 — стяжной болт; 8 — обмотка возбуждения; 9 — крышка со стороны привода; 10 — вентилятор; 11 шкив; 12 диод; 13 — схема генератора; 14 — полюсный наконечник; 15 — втулка; 16 — обмотка статора; 17 — контактное кольцо. УСТРОЙСТВО ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Г290В

29 1, 9 крышки; 2 реле блокировки стартера; 3 реле стартера; 4 реле защиты; 5 реле включения; 6 реле ограничения тока; 7 корпус; 8 регулятор напряжения. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА

30 ДВА РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА УСТАНОВЛЕНЫ В ОТДЕЛЕНИИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ НА НИШАХ ЧЕТВЕРТЫХ КОЛЕС СОЕДИНЕНИЕ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА С ГЕНЕРАТОРОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЛОЧНЫМИ РАЗЪЕМАМИ НАРУЖНОГО ПОДСОЕДИНЕНИЯ.

31 Выключатели «ПРАВ. ГЕНЕРАТОР» и «ЛЕВ. ГЕНЕРАТОР» ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВКИ НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЕЙ 1 — колпак; 2 — пружина; 3 — стакан; 4 — шток; 5 — отсчетная шайба; 6 — рейка; 7 — шкивы; А — величина прогиба ремня. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЕЙ

32 3 Уход за источниками электрической энергии

33 Т а б л и ц а 3.1. Объем и периодичность технического обслуживания танковых аккумуляторных батарей типа 12СТ-85 при их эксплуатации

36 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ БАТАРЕЙ МЕХАНИКОМ- ВОДИТЕЛЕМ Командир взвода несет ответственность, в том числе и материальную, за сохранность аккумуляторных батарей взвода.

37 ОБЪЁМ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК ПРИ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

38 ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК: на щитке приборов (ЩП) включить выключатели «ПРАВ.ГЕНЕРАТОР» и «ЛЕВ.ГЕНЕРАТОР»; осуществить пуск двигателя и рукояткой подачи топлива установить частоту вращения коленчатого вала в пределах об/мин, контроль по тахометру на ЩП. Сразу после пуска двигателя ВА-440 должен показывать зарядный ток, работать указатели термометров «ОХЛ. ЖИДК.» и «МАСЛО», манометра «МАСЛО» и уровня топлива «ТОПЛИВО». ПОКАЗАНИЯ ВОЛЬТАМПЕРМЕТРА (I Р = 0 А) ПРИ ИСПРАВНОЙ ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКЕ

39 ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЛЕВОЙ ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ: выключить выключатели «ПРАВ.ГЕНЕРАТОР». Должны выключиться указатели термометра «ОХЛ.ЖИДК.» и уровнемера «ТОПЛИВО»; нажать на кнопку ВА-440, его показания должны быть в пределах (27-28) В; включить нагрузку (электродвигатели отопителей, фары, радиостанцию). При исправной левой ГУ разрядный ток на ВА-440 должен быть равен нулю. ЕСЛИ СРАЗУ ПОСЛЕ ПУСКА ПРИ N= ( ) ОБ/МИН АМПЕРМЕТР ВА-440 НЕ ПОКАЗЫВАЕТ ЗАРЯДНЫЙ ТОК, А ВОЛЬТМЕТР ВА-440 НАПРЯЖЕНИЕ НИЖЕ 27 В, А ТАК ЖЕ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АМПЕРМЕТР ПОКАЗЫВАЕТ РАЗРЯДНЫЙ ТОК, ТО ЛЕВЫЙ Г290В И РР390-Б1 НЕИСПРАВНЫ. ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПРАВОЙ ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ: не изменяя частоту вращения коленчатого вала двигателя, включить на щитке приборов выключатель «ПРАВ.ГЕНЕРАТОР» и выключить выключатель «ЛЕВ.ГЕНЕРАТОР». Указатели термометра и манометра «МАСЛО» должны выключиться. ПРОВЕРИТЬ ЗНАЧЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПРАВОЙ ГУ И ЗАРЯДНЫЙ ТОК ТАК ЖЕ, КАК И ПРИ ПРОВЕРКЕ ЛЕВОЙ ГУ.

40 Проверку крепления силового провода «+» к генератору производить рукой. Колпачковая и кольцевая гайки узла крепления силового привода должны быть затянуты так, чтобы провод в узле был неподвижен. ОСЕВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СИЛОВОГО ПРОВОДА В УЗЛЕ КРЕПЛЕНИЯ К ГЕНЕРАТОРУ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

41 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА ЗАНЯТИЕ 2 ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ Учебные вопросы 1 Стартер 2 Приборы освещения и сигнализации 3 Звуковой сигнал. Стеклоочиститель 4 Уход за потребителями электрической энергии

43 СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА БРОНЕТРАНСПОРТЕРА БТР-80 Система электростартерного пуска предназначена для провертывания коленчатого вала двигателя с частотой превышающей минимальную пусковую частоту вращения. При расчетах пусковая частота вращения для дизельного двигателя принимается ( ) мин -1. Минимальная пусковая частота вращения это наименьшее при данных условиях частота вращения коленчатого вала, при которой обеспечивается пуск для дизелей не более чем за две попытки продолжительностью по 15 секунд с интервалом между попытками в 1 минуту.

44 СТАРТЕР ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ УСТРОЙСТВОМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА. СТАРТЕР ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО. ДЛЯ УДОБСТВА ВОДИТЕЛЯ ОН ИМЕЕТ ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЗАПУСКАЕТСЯ КНОПКОЙ СТАРТЕРА. ЧТОБЫ ПУСТИТЬ ДИЗЕЛЬ С ПОМОЩЬЮ КНОПКИ «СТАРТЕР» НЕОБХОДИМО ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ВКЛЮЧИТЬ КНОПКОЙ «БАТАРЕЯ» ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ. ЗАТЕМ, ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЗАГОРИТСЯ СИГНАЛЬНАЯ ЛАМПА «ГОТОВНОСТЬ К ПУСКУ», ВКЛЮЧИТЬ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ «ГЕНЕРАТОР. ЛЕВ» И «ГЕНЕРАТОР. ПРАВ». Кнопка «СТАРТЕР» на щитке приборов БТР-80

45 РЕЛЕ СТАРТЕРА И РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ СТАРТЕРА ВХОДЯТ В СОСТАВ БЛОКА РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА РР-390. НА РЕЛЕ ОНИ МАРКИРУЮТСЯ БУКВАМИ «РС» И «РБ», СООТВЕТСТВЕННО. ТАК КАК НА БТР-80 УСТАНОВЛЕНО ДВА РЕЛЕ- РЕГУЛЯТОРА РР-390, ТО В СЭП БРОНЕТРАНСПОРТЕРА ПАРАЛЛЕЛЬНО РАБОТАЮТ ДВА РЕЛЕ СТАРТЕРА И ДВА РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ. В СЛУЧАЕ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ ОДНОЙ ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ ПУСКА ДИЗЕЛЯ ДОСТАТОЧНО ОСТАВШЕЙСЯ ИСПРАВНОЙ ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ. 1 РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ СТАРТЕРА; 2 РЕЛЕ СТАРТЕРА Установка реле СЭП в блоке реле реле-регулятора РР-390

46 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРТЕРА СТ142Б: ТИП, МАРКА Электрический, СТ142Б НОМИНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ, Л.С. (КВТ) 10,5 (7,7) НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, В 24 НАПРЯЖЕНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЛЕ СТАРТЕРА, В 18 ВЫСОТА ЩЕТОК, ИСХОДНАЯ, ММ ВЫСОТА ЩЕТОК, МИНИМАЛЬНАЯ, ММ 13 СТАРТЕР СТ-142Б: 1 электродвигатель; 2 тяговое реле; 3 механизм привода Установка стартера на силовом агрегате

47 УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА СТ-142Б: 1 ТЯГОВОЕ РЕЛЕ В СБОРЕ; 2 ЗАЩИТНЫЙ ЧЕХОЛ; 3, 13 ЩЕТКИ; 4, 5, 6 ШАЙБЫ; 7, 9, 10, 14 КОЛЬЦО УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ; 8 ДЕРЖАТЕЛЬ ПОДШИПНИКА В СБОРЕ; 11 КРЫШКА СО СТОРОНЫ КОЛЛЕКТОРА В СБОРЕ; 12 ТРАВЕРСА В СБОРЕ; 15 ЯКОРЬ В СБОРЕ; 16 КОРПУС (СТАТОР) В СБОРЕ; 17 РЫЧАГ ПРИВОДА В СБОРЕ; 18 ПРИВОД В СБОРЕ; 19 КРЫШКА СО СТОРОНЫ ПРИВОДА стартер в сборе общее устройство стартера

48 МЕХАНИЗМ ПРИВОДА С ХРАПОВОЙ МУФТОЙ СВОБОДНОГО ХОДА: 1 ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА; 2 ШЕСТЕРНЯ; 3 СЕГМЕНТ (СУХАРИК); 4- НАПРАВЛЯЮЩИЙ ШТИФТ; 5 И 15 — ЗАМКОВЫЕ КОЛЬЦА; 6 И 8 СООТВЕТСТВЕННО ВЕДОМАЯ И ВЕДУЩАЯ ПОЛОВИНЫ ХРАПОВОЙ МУФТЫ; 7 И 12 СООТВЕТСТВЕННО КОНИЧЕСКАЯ И ШЛИЦЕВАЯ НАПРАВЛЯЮЩАЯ ВТУЛКИ; 9 И 13-ШАЙБЫ; 10 ПРУЖИНА; 11 КОРПУС; 14 БУФЕРНОЕ РЕЗИНОВОЕ КОЛЬЦО

49 В СИСТЕМУ ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ (СЭП) БТР-80 ВХОДЯТ: стартер СТ142Б с автоматическим выходом шестерни из зацепления, принудительным ее включением и дистанционным управлением. Размещен на блоке цилиндров двигателя; кнопка включения стартера «СТАРТЕР» на щитке приборов; два реле стартера. Представляют собой электромагнитные реле с нормально разомкнутыми контактами (установлены в реле-регуляторе РР390-Б1). устройство автоматической блокировки стартера (два реле блокировки (установлены в реле-регуляторе РР390-Б1). РОЗЕТКА ВНЕШНЕГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ОТ ВНЕШНЕГО ИСТОЧНИКА ПОСТОЯННОГО ТОКА НАПРЯЖЕНИЕМ (24-28) В. РОЗЕТКА УСТАНОВЛЕНА В НИШЕ ОТДЕЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ С ПРАВОЙ СТОРОНЫ МАШИНЫ, ГДЕ РАЗМЕЩЕНЫ АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ.

50 СПОСОБЫ ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДИЗЕЛЯ ПРИ НЕКОТОРЫХ НЕИСПРАВНОСТЯХ СЭП ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНЫЙ ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ПУТЕМ ЗАМЫКАНИЯ КОНТАКТОВ РЕЛЕ СТАРТЕРА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНЫЙ ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ПУТЕМ ПЕРЕМЫКАНИЯ ПРОВОДНИКОМ ВЫВОДОВ НА КРЫШКЕ ТЯГОВОГО РЕЛЕ СТАРТЕРА

51 2 Приборы освещения и сигнализации

52 ПРИБОРЫ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ ТВНЕ-4Б И ТНК-5 И МЕСТО ИХ УСТАНОВКИ

53 УКЛАДКА ПРИБОРОВ НАБЛЮДЕНИЯ ТВН-5 И ТВНЕ-4Б УКЛАДКА ПРИБОРА НАБЛЮДЕНИЯ ТВН-5 УКЛАДКА ПРИБОРА НАБЛЮДЕНИЯ ТВНЕ-4Б 1 ДИАФРАГМА; 2 ЗИП ПРИБОРА; 3 ПРИБОР ТВНЕ-4Б

54 КОРПУС ПРИБОРА СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ: ВЕРХНЕЙ, СРЕДНЕЙ И НИЖНЕЙ, СОЕДИНЕННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ВИНТАМИ. В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ КОРПУСА УСТАНОВЛЕНА ОБОГРЕВАЕМАЯ ГОЛОВНАЯ ПРИЗМА. В СРЕДНЕЙ ЧАСТИ КОРПУСА РАЗМЕЩЕНЫ ДВА ОБЪЕКТИВА С ДИАФРАГМАМИ И ШТОРКА ПРИБОРА. ПРИВОД К ДИАФРАГМАМ ВЫПОЛНЕН ОТ РУКОЯТКИ НА ЛЕВОЙ СТОРОНЕ КОРПУСА. УПРАВЛЕНИЕ ШТОРКОЙ ПРИБОРА ПРОИЗВОДИТСЯ ОТ РУКОЯТКИ, РАЗМЕЩЕННОЙ СНИЗУ ПРИБОРА. В НИЖНЕЙ ЧАСТИ КОРПУСА УСТАНОВЛЕНЫ ДВА ЭЛЕКТРОННО- ОПТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ (ЭОП), ДВЕ НИЖНИЕ ПРИЗМЫ, ДВА ОБОГРЕВАЕМЫХ ОКУЛЯРА С НАГЛАЗНИКАМИ И БЛОК ПИТАНИЯ ПРИБОРА. ЭОП ПРАВОЙ ВЕТВИ ИМЕЕТ МАКСИМУМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ФОТОКАТОДА В ВИДИМОЙ ЧАСТИ СПЕКТРА, ЭОП ЛЕВОЙ ВЕТВИ В ИНФРАКРАСНОЙ ЧАСТИ СПЕКТРА. СНИЗУ ПРИБОРА УСТАНОВЛЕНЫ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ПИТАНИЯ, РУКОЯТКА ШТОРКИ И ДВА ОБРЕЗИНЕННЫХ КРОНШТЕЙНА ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ПРИБОРА В РАБОЧЕМ ПОЛОЖЕНИИ. ДЛЯ УДОБСТВА РАБОТЫ С ПРИБОРОМ НА ЕГО ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ ЗАКРЕПЛЕН НАЛОБНИК. ДЛЯ ПРОВЕРКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПРИБОРА ДНЕМ В КОМПЛЕКТ ПРИБОРА ВХОДИТ СЪЕМНАЯ ВЕРХНЯЯ ДИАФРАГМА.

55 В СВЯЗИ С ВЫСОКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ ЭОП К ИЗЛИШНЕМУ ОСВЕЩЕНИЮ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИБОРОВ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА. При проверке работоспособности приборов днем включать приборы в работу только при установленной съемной диафрагмы с открытым наименьшим отверстием. Избегать направления прибора на прямой солнечный свет. При высокой общей ночной освещенности уменьшать световой поток, прикрывая диафрагмы объективов. При встречных засветках фарами автомобилей, очагами пожаров и т. п. уменьшать вертикальное поле зрения, прикрывая шторку прибора. Активный режим работы прибора использовать только тогда, когда пассивный не обеспечивает требуемой видимости маршрута. Световое пятно фары ТВН ориентируется при этом на предмет, удаленный на 35м по продольной оси машины.

56 Фара ФГ-125 и ее установка на БТР-80 Выключатель «ФАРА ТВН» на щитке приборов

57 Приборы наружного освещения предназначены для освещения местности перед боевой машиной. В БТР-80 приборами наружного освещения являются: ФГ-127 фара видимого света со светомаскировочным устройством (СМУ); ФГ-126 фара видимого света (поисковая); ОУ-3ГА2М осветитель инфракрасного или видимого света.

58 ВСЕ ФАРЫ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ИЛИ ПОДОБНОЕ УСТРОЙСТВО. ОНИ СОСТОЯТ ИЗ КОРПУСА И ОПТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА(ОТРАЖАТЕЛЬ + НАСАДКА ИЛИ РАССЕИВАТЕЛЬ+ЛАМПА) 1 — КОРПУС, 2 — ОТРАЖАТЕЛЬ; 3 — ДЕРЖАТЕЛЬ ЛАМПОЧКИ, 4 — ШТЕПСЕЛЬНАЯ КОЛОДКА, 5 — НАСАДКА СМУ; 6 — БОЛТ С ГАЙКОЙ: 7 — РАССЕИВАТЕЛЬ; 8 ЛАМПА НАКАЛИВАНИЯ В зависимости от формы и назначения узла, закрывающего отражатель и корпус фары спереди, фары имеют разную маркировку: ПРИ НАЛИЧИИ НАСАДКИ СМУ ФГ-127; ПРИ НАЛИЧИИ ИНФРАКРАСНОГО ФИЛЬТРА ФГ-125; ПРИ НАЛИЧИИ ПРОЗРАЧНОГО РАССЕИВАТЕЛЯ ФГ-16. ВКЛЮЧЕНИЕ ФАР ПРОИЗВОДИТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ, РАЗМЕЩЕННЫХ НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ.

60 СМУ может создавать три режима светомаскировки: полное затемнение, частичное затемнение и незатемненный. ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПОЛНОГО ЗАТЕМНЕНИЯ: опустить крышки светомаскировочных устройств и закрепить их в нижнем положении; установить ручку переключателя режимов СМУ в положение ПОЛН. РЕЖИМ ПОЛНОГО ЗАТЕМНЕНИЯ: НИЖНЕЕ ОКНО ЗАКРЫТО, НАКАЛ НИТИ СНИЖЕН («МАЛЫЙ СВЕТ»). ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ЧАСТИЧНОГО ЗАТЕМНЕНИЯ: установить крышки светомаскировочных устройств в такое положение, как и при режиме полного затемнения; установить ручку переключателя режимов СМУ в положение ЧАСТ. РЕЖИМ ЧАСТИЧНОГО ЗАТЕМНЕНИЯ: НИЖНЕЕ ОКНО ЗАКРЫТО, ЛАМПЫ ГОРЯТ ПОЛНЫМ НАКАЛОМ («БОЛЬШОЙ СВЕТ»). ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕЗАТЕМНЕННОГО РЕЖИМА: поднять крышки светомаскировочных устройств и закрепить их в верхнем положении; установить ручку переключателя режимов СМУ в положение ЧАСТ. НЕЗАТЕМНЕННЫЙ РЕЖИМ: НИЖНЕЕ ОКНО ОТКРЫТЬ И НИТЬ ЛАМПЫ ГОРИТ ПОЛНЫМ НАКАЛОМ.

61 ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФАР ФГ-127 СО СВЕТОМАСКИРОВОЧНЫМИ НАСАДКАМИ: установить машину с давлением в шинах колес 3 кгс/см 2 на горизонтальной площадке на расстоянии 7,5 м от экрана, установленного перпендикулярно продольной оси машины; НАНЕСТИ НА ЭКРАНЕ ТРИ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ЛИНИИ (СРЕДНЮЮ ПРОТИВ ОСИ МАШИНЫ, ДВЕ БОКОВЫЕ ПРОТИВ ЦЕНТРОВ ФАР) И ОДНУ ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ ЛИНИЮ НА ВЫСОТЕ 1080 ММ ОТ ПОВЕРХНОСТИ ПЛОЩАДКИ; установить незатемненный режим светомаскировки; включить фары и закрыть одну из них светонепроницаемым экраном; ослабить гайку крепления другой фары на кронштейне; УСТАНОВИТЬ ФАРУ ТАК, ЧТОБЫ САМАЯ ЯРКАЯ ТОЧКА СВЕТОВОГО ПЯТНА ФАРЫ ЛЕЖАЛА НА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ЛИНИИ ЭКРАНА, А ТЕНЬ ОТ КОЗЫРЬКА, Т.Е. РЕЗКАЯ ГРАНИЦА МЕЖДУ ОСВЕЩЕННОЙ И ТЕМНОЙ ЗОНАМИ, ПРОХОДИЛА ПО ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ЛИНИИ НА ЭКРАНЕ; затянуть гайку крепления фары.

62 Включается ФГ выключателем «ФАРА ДОПОЛНИТ» на щитке приборов. УСТАНОВЛЕНА НА ПЕРЕДНЕМ ВЕРХНЕМ БРОНЕВОМ ЛИСТЕ РЯДОМ С ПРАВОЙ ФАРОЙ ФГ-127. НА КОРПУСЕ ФАРЫ ИМЕЕТСЯ РУЧКА ДЛЯ ЕЕ ПОВОРОТА ФАРА ФГ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ДОРОГИ И МЕСТНОСТИ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ (МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ПОИСКОВАЯ ФАРА). Установка на БТР-80

63 ОСВЕТИТЕЛЬ ОУ-3ГА2М УСТАНОВЛЕН НА БАШЕННОЙ ПУЛЕМЕТНОЙ УСТАНОВКЕ БПУ-1 И ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ МЕСТНОСТИ И ОБЪЕКТОВ ИНФРАКРАСНЫМ ИЛИ ВИДИМЫМ СВЕТОМ ПРИ НАБЛЮДЕНИИ В ПРИБОР КОМАНДИРА МАШИНЫ ТКН-3 НОЧЬЮ, СООТВЕТСТВЕННО, ЧЕРЕЗ ДНЕВНУЮ ИЛИ НОЧНУЮ СИСТЕМУ При работе осветителя в различных условиях освещенности меняются местами инфракрасный фильтр и бесцветное защитное стекло. УСТАНОВКА ОСВЕТИТЕЛЯ ОУ-3ГА2М ВКЛЮЧЕНИЕ ОСВЕТИТЕЛЯ ПРОИЗВОДЯТ КНОПКОЙ, РАСПОЛОЖЕННОЙ НА ПРАВОЙ РУКОЯТКЕ ПРИБОРА ТКН-3. УСТАНОВКА ПРИБОРА ТКН-3МК ВЫКЛЮЧА- ТЕЛИ «ФАРА ТВН» «ФАРА ТКН» НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ

64 Приборы внутреннего освещения обеспечивают необходимые условия для работы экипажа ночью и днем. Они предназначены для освещения отделения управления (ОУ), боевого отделения (БО), отделения силовой установки (ОСУ), отделения башенной установки (ОБУ). К ПРИБОРАМ ВНУТРЕННЕГО ОСВЕЩЕНИЯ БТР-80 ОТНОСЯТСЯ: ПЛАФОНЫ ПМВ-71 С ВСТРОЕННЫМИ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯМИ. ЧЕТЫРЕ ПЛАФОНА ОСВЕЩЕНИЯ БОЕВОГО ОТДЕЛЕНИЯ, ЧЕТЫРЕ ОСВЕЩЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ И ОДИН ОСВЕЩЕНИЯ БАШНИ; ФОНАРЬ ПД308А С ВСТРОЕННЫМИ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯМИ. ОДИН ФОНАРЬ ОСВЕЩЕНИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА КОМАНДИРА УСТАНОВЛЕН НА ЛОБОВОМ ЛИСТЕ КОРПУСА ПЕРЕД КОМАНДИРОМ, ВТОРОЙ ОСВЕЩЕНИЯ ШКАЛЫ ВОЗДУШНОГО РЕДУКТОРА И БЛОКА ШИННЫХ КРАНОВ УСТАНОВЛЕН НА КРЫШЕ КОРПУСА СЛЕВА ОТ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ, ТРЕТИЙ ОСВЕЩЕНИЯ БАШНИ РАСПОЛОЖЕН ВНУТРИ БАШНИ СЛЕВА; СВЕТИЛЬНИК ПЕРЕНОСНОЙ СП-1 СО СВЕТОМАСКИРОВОЧНОЙ НАСАДКОЙ, УКЛАДЫВАЕТСЯ В СУМКУ НА СПИНКЕ СИДЕНЬЯ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ. СВЕТИЛЬНИК ПОДКЛЮЧАЕТСЯ К БОРТОВОЙ СЕТИ ЧЕРЕЗ РОЗЕТКИ. ОДНА РОЗЕТКА РАСПОЛОЖЕНА НА ЛИСТЕ ОГРАЖДЕНИЯ ЛЕБЕДКИ, ВТОРАЯ НА ПЕРЕГОРОДКЕ В ОСУ. ПЕРЕНОСНОЙ СВЕТИЛЬНИК СЛУЖИТ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИ ОСМОТРЕ И РЕМОНТЕ МАШИН.

65 В КАЧЕСТВЕ ПРИБОРОВ НАРУЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ В БТР-80 УСТАНОВЛЕНЫ: ДВА ПЕРЕДНИХ ФОНАРЯ ПФ133Б; ДВА ЗАДНИХ ФОНАРЯ ФП133Б. 1 передний фонарь; 2 задний фонарь; 3 габаритный огонь белого цвета; 4 указатель поворота желтого света; 5 указатель поворота желтого или янтарного света; 6, 7 сигнал торможения и габаритный огонь красного света

66 1, 7 — рассеиватель; 2, 3 — корпус фонаря; 4, 6, 9 — лампа А ; 5, 8 — лампа А24-5 Насадка светомаскировочная АС130 Насадка светомаскировочная АС132

67 Включение УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА в фонарях ПФ133Б и ФП133Б производится ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕМ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТОВ на щитке приборов, ГАБАРИТОВ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕМ СВЕТА, СИГНАЛА ТОРМОЖЕНИЯ автоматически ДАТЧИКАМИ (расположены на главных тормозных цилиндрах) при нажатии на педаль рабочей тормозной системы. ЦЕНТРАЛЬ- НЫЙ ПЕРЕКЛЮЧА- ТЕЛЬ СВЕТА ФАР И ПЕРЕКЛЮЧА- ТЕЛЬ ПОВОРОТА УСТАНО- ВКА РС401 РЕЛЕ ПОВОРОТА РС401 ПРЕРЫВА- ТЕЛЬ РС401 ЭЛЕКТРО- МАГНИТО- ТЕПЛОВОГО ДЕЙСТВИЯ.

68 ПРИБОРЫ ВНУТРЕННЕЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ И РЕЖИМАМИ РАБОТЫ УЗЛОВ, АГРЕГАТОВ И СИСТЕМ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА. Сигнальные фонари служат для сигнализации о состоянии отдельных узлов и механизмов машины. Их назначение показано на табличках под фонарями. ФОНАРИ СИГНАЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ЛАМП С ДАТЧИКАМИ ИЛИ КОНЕЧНЫМИ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯМИ НАЗЫВАЮТ СИГНАЛИЗАТОРАМИ.

69 3 Звуковой сигнал. Стеклоочиститель

70 Звуковой сигнал С314Г предназначен для подачи предупредительных сигналов из машины или для сигнализации экипажам, находящимся в машинах, для вызова экипажей. РАСПОЛОЖЕН НА КРОНШТЕЙНЕ КОРПУСА МАШИНЫ ЗА ПРАВОЙ ФАРОЙ ФГ-127 ВКЛЮЧАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ КНОПКИ, РАСПОЛОЖЕННОЙ В ЦЕНТРЕ РУЛЕВОГО КОЛЕСА 1 и 14 прокладки; 2 якорь электромагнита; 3 резонатор; 4 мембрана; 5 неподвижный контакт прерывателя; 6 защитное кольцо; 7 колпачковая гайка; 8 регулировочный винт; 9 подвижный контакт прерывателя; 10 рессорная подвеска; 11 обмотка электромагнита; 12 корпус; 13 соединительная колодка

71 ДЛЯ ОЧИСТКИ СТЁКОЛ СМОТРОВЫХ ЛЮКОВ НА МАШИНЕ УСТАНОВЛЕН ДВУХЩЁТОЧНЫЙ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ. ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ: ТИП ДВУХЩЕТОЧНЫЙ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (МАРКА, НОМИНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ, ПОТРЕБЛЯЕМЫЙ ТОК) МЭ231-А, 12 ВТ, 2А ТИП ПРИВОДА РЫЧАЖНЫЙ С ШЕСТЕРЕНЧАТЫМ РЕДУКТОРОМ СПОСОБ ВКЛЮЧЕНИЯ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ НА КОРПУСЕ ИЛИ ВРУЧНУЮ РУЧКОЙ РЕДУКТОРА ЩЕТКА СТЕКЛА СМОТРО- ВОГО ЛЮКА 1 щётка; 2 ось рычага; 3 пресс-маслёнка; 4 электродвигатель; 5 ветровое стекло; 6 выключатель; 7 тяги с поводками; 8 ручка; 9 рычаг УСТРОЙСТВО СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ УСТАНОВКА СТЕКЛООЧИСТИТЕ- ЛЯ НА БТР-80

72 4 Уход за потребителями электрической энергии

76 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА ЗАНЯТИЕ 3 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ Учебные вопросы 1 Контрольно-измерительные приборы 2 Щиток приборов 3 Электрическая сеть машины 4 Возможные неисправности электрооборудования

77 1 Контрольно-измерительные приборы

78 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ (КИП), УСТАНОВЛЕННЫЕ В ОБЪЕКТАХ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ, ПОЗВОЛЯЮТ ЭКИПАЖУ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НЕПРЕРЫВНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ И РЕЖИМОМ РАБОТЫ ОСНОВНЫХ АГРЕГАТОВ И СИСТЕМ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ИЗМЕРИТЕЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ КИП (измерители неэлектрических величин) в боевых машинах состоят из датчика и указателя. 1 датчик температуры масла; 2 датчик контрольной лампы засоренности масляного фильтра; 3, 7 уплотнительные кольца; 4 датчик контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости в двигателе; 5 датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 6 датчик указателя давления масла; 8 датчик контрольной лампы аварийного давления масла

81 ВОЛЬТАМПЕРМЕТР ВА440 ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ТОКА ГЕНЕРАТОРА И ЭПИЗОДИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ БОРТОВОЙ СЕТИ. Расположен на щитке приборов слева от рулевой колонки блок защиты батарей В сеть прибор включается как амперметр с наружным шунтом, который установлен в блоке защиты батарей (БЗА)

82 ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ВОЛЬТАМПЕРМЕТРА

83 ПРЕДЕЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ: ПРИ РАБОТЕ АМПЕРМЕТРОМ ОТ МИНУС 100 ДО 300 А, ВОЛЬТМЕТРОМ ОТ 0 ДО 30 В. РЯДОМ С КНОПКОЙ РАСПОЛОЖЕН ВИНТ КОРРЕКТОРА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО СТРЕЛКУ, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ, УСТАНАВЛИВАЮТ НА ОТМЕТКУ «0». ПРИ ЭТОМ ВСЕ ПОТРЕБИТЕЛИ И ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫКЛЮЧЕНЫ.

84 ТОПЛИВОМЕР (ИЗМЕРИТЕЛЬ УРОВНЯ ТОПЛИВА)=УКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ТОПЛИВА + ДВА ДАТЧИКА РЕОСТАТНОГО ТИПА датчик уровня топлива УКАЗАТЕЛЬ РАСПОЛОЖЕН СПРАВА ОТ ВОЛЬТАМПЕРМЕТРА, ДАТЧИКИ В ТОПЛИВНЫХ БАКАХ МАШИНЫ 1 обмотка реостата; 2 ползунок; 3 рычаг; 4 поплавок; 5 корпус

85 1, 2 ЭЛЕКТРОМАГНИТЫ; 3 МАГНИТОПРОВОД; 4 ЯКОРЕК; 5 ДАТЧИК а при пустом баке: б при полном баке

86 ОБЩИЙ ВИД ЗАВИСИМОСТЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ ТЕРМОРЕЗИСТОРА ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ; 1 изоляционная втулка; 2 латунный баллон; 3 зажим; 4 токоведущая пружина; 5 полупроводниковый резистор ТЕРМОРЕЗИСТОРНЫЙ ДАТЧИК ТМ100Т УКАЗАТЕЛИ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ И МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ УСТАНОВКА ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

87 СИГНАЛИЗАТОР ПЕРЕГРЕВА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ О НЕДОПУСТИМОМ ПОВЫШЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ. ОН СОСТОИТ ИЗ ДАТЧИКА, ВВЕРНУТОГО В ЛЕВУЮ ВОДЯНУЮ ТРУБУ, И СИГНАЛЬНОЙ ЛАМПЫ «ПЕРЕГРЕВ ОХЛ. ЖИДК. В ДВИГАТЕЛЕ» КРАСНОГО ЦВЕТА. 1 вывод; 2 биметаллическая пластина; 3 корпус; 4 и 5 контакты; 6 и 7 контактные пластины; 8 изолятор

88 1 основание; 2 мембрана; 3 рант; 4 реостат; 5 ползунок; 6 ось; 7 опорная площадка; 8 пружина; 9 качалка; 10 регулировочный винт; 11 толкатель; 12 дюза Реостатный датчик логометрического манометра УСТАНОВКА ДАТЧИКОВ МАНОМЕТРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО, СИГНАЛИЗАТОРА АВАРИЙНОГО ДАВЛЕНИЯ МАСЛА И СИГНАЛИЗАТОРА ЗАСОРЕННОСТИ

89 датчик ММ111 СИГНАЛЬНЫЕ ЛАМПЫ НАЛИЧИЯ ВОДЫ В КОРПУСЕ 1 СИГНАЛЬНАЯ ЛАМПА; 2 КОРПУС; 3 ДИАФРАГМА; 4 И 5 КОНТАКТНЫЕ ПЛАСТИНЫ; 6 ПРУЖИНА; 7 ИЗОЛЯТОР; 8 ФИЛЬТР СИГНАЛИЗАТОР ПАДЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА ДАТЧИКИ СИГНАЛИЗАТОРОВ УСТАНОВЛЕНЫ НАД КЛАПАНАМИ ОТКАЧКИ ВОДООТЛИВНОЙ СИСТЕМЫ.

90 ТАХОМЕТР ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ. ОН СОСТОИТ ИЗ УКАЗАТЕЛЯ И ДАТЧИКА. Датчик размещен на крышке блока распределительных шестерен двигателя. указатели тахометра, манометра контроля воздуха в шинах, спидометра Датчик является трехфазным генератором переменного тока, который соединен проводами с трехфазным электродвигателем переменного тока, установленным на указателе тахометра.

91 ДАТЧИК МЭ307 ТАХОМЕТРА Т ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ГЕНЕРАТОР С РОТОРОМ В ВИДЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТА УКАЗАТЕЛЬ ТАХОМЕТРА 1 БОЛТ; 2, 3 ШАЙБА; 4 ДАТЧИК ТАХОМЕТРА В СБОРЕ; 5 — ПРОКЛАДКА ДАТЧИКА; 6 СУХАРЬ ПРИВОДА ДАТЧИКА ДАТЧИК ТАХОМЕТРА 1 электродвигатель указателя; 2 датчик Электрическа я схема привода тахометра Т

92 СПИДОМЕТР МЕХАНИЧЕСКИЙ (УКАЗАТЕЛЬ СП 24-Г-У-Т С ПРИВОДОМ ГВН-300Е-1) ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ (КМ/Ч) ДВИЖЕНИЯ МАШИНЫ, А УСТАНОВЛЕННЫЙ НА НЕМ СУММАРНЫЙ СЧЕТЧИК ИЗМЕРЯЕТ ОБЩИЙ ПУТЬ (КМ), ПРОЙДЕННЫЙ МАШИНОЙ. ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К ПРИВОДУ СПИДОМЕ- ТРА НАДО ПОДНЯТЬ СИДЕНИЕ МОТО- СТРЕ- ЛКОВ. Привод от переднего промежуточного вала раздаточной коробки гибким валом 1 ВАЛ; 2 МАГНИТ; 3 КАРТУШКА; 4 ЭКРАН; 5 ПРУЖИНА; 6 ОСЬ СТРЕЛКИ; 7 ШКАЛА; 8 СТРЕЛКА Устройство скоростного узла магнитоиндукционного спидометра

93 Манометр контроля давления в шинах (указатель МД101-У-Т) предназначен для измерения давления воздуха в шинах. Установлен на щитке приборов. Указатель механического типа, принцип действия манометра основан на изменении упругой деформации трубчатой пружины при подаче в ее внутреннюю полость давления. Манометр воздушного баллона (указатель МА-10) предназначен для измерения давления в воздушном баллоне системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Указатель механического типа. СЧЕТЧИК МОТОЧАСОВ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УЧЕТА ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ. ОТСЧЕТНОЕ УСТРОЙСТВО ИМЕЕТ БАРАБАННУЮ ЦИФРОВУЮ ШКАЛУ.

95 ЩИТОК ПРИБОРОВ предназначен для размещения контрольно-измерительных приборов, сигнальных фонарей, органов управления отдельными элементами электрооборудования, распределения электрической энергии по цепям приемников корпуса машины и их защиты от коротких замыканий. Установлен в отделении управления перед местом механикаводителя. Щиток с помощью трех кронштейнов крепится к корпусу машины. Все приборы щитка смонтированы на двух панелях Приборы левой панели помещены в металлический ящик (экран) для снижения уровня радиопомех. На нижней стенке расположена кнопка проверки исправности сигнальных и контрольных ламп.

96 НА ЕГО ПАНЕЛЯХ РАЗМЕЩЕНЫ: УКАЗАТЕЛИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ; СИГНАЛЬНЫЕ ФОНАРИ СИГНАЛИЗАТОРОВ ПРЕДЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН АГРЕГАТОВ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ Приборы коммутации предназначены для включения, выключения и переключения режимов работы элементов электрооборудования. На щитке приборов установлены АЗС, выполняющие роль и выключателя и прибора тепловой защиты и предохранителя. Автоматы защиты сети — выключатели и приборы тепловой защиты многократного действия.

98 3 Электрическая сеть машины

99 ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИСТОЧНИКОВ ПИТАНИЯ НА МАШИНЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРОВОДА НИЗКОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ЭКРАНИРОВАННОМ И НЕЭКРАНИРОВАННОМ ИСПОЛНЕНИЯХ. НА МАШИНЕ ПРИМЕНЕНА ОДНОПРОВОДНАЯ СИСТЕМА СОЕДИНЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ВТОРЫМ ПРОВОДОМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ МИНУСОВЫХ ВЫВОДОВ ИСТОЧНИКОВ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, СЛУЖАТ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЧАСТИ КОРПУСА И БАШНИ МАШИНЫ. Электрическая бортовая сеть машины состоит из: проводов, контактов и разъемов; распределительных щитков; коммутационной и защитной аппаратуры; вращающихся контактных устройств (ВКУ); вспомогательных приборов.

100 ТИП Характеристика электрической сети БТР-80 ПОСТОЯННОГО ТОКА; ИСПОЛНЕНИЕ ОДНОПРОВОДНАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ БАТАРЕЙ И ШТЕПСЕЛЬНЫХ РОЗЕТОК ДЛЯ ПЕРЕНОСНОГО СВЕТИЛЬНИКА. ОТРИЦА- ТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ ИСТОЧНИКОВ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СОЕДИНЕНЫ С КОРПУСОМ МАШИНЫ; СХЕМА СОЕДИНЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СОЕДИНЕНИЕ; НАПРЯЖЕНИЕ БОРТОВОЙ СЕТИ, В: ПРИ ОТКЛЮЧЕННЫХ ГЕНЕРАТОРАХ ПРИ ПОДКЛЮЧЕННЫХ 26,5 28,5 ГЕНЕРАТОРАХ

101 4 Возможные неисправности электрооборудования

102 НЕИСПРАВНОСТИ — ОБРЫВЫ И КОРОТКИЕ ЗАМЫКАНИЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ МАШИНЫ, ОТКАЗ ПРИБОРОВ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПОВТОРНОЕ ПЕРЕГОРАНИЕ ПЛАВКОГО ПРЕДОХРАНИТЕЛЯ ИЛИ ПОВТОРНОЕ ВЫКЛЮЧЕНИЕ АВТОМАТА ЗАЩИТЫ СЕТИ АЭС УКАЗЫВАЕТ НА КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ. ПРИ ОБРЫВЕ (ПРЕКРАЩЕНИИ ПИТАНИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ТОКА) В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОСМОТРЕТЬ АЗС, СТОЯЩИЙ В ЦЕПИ ДАННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ, ПОСЛЕ ЧЕГО ПРИСТУПИТЬ К ОСМОТРУ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ КОНТАКТОВ И ПРОВОДОВ. Контрольная лампа Проверка цепей бронетранспортера с помощью контрольной лампы

103 ОБНАРУЖЕНИЕ МЕСТ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ НА УЧАСТКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ С ПОМОЩЬЮ ПРОБНИКА

104 Порядок обнаружения обрывов в электрической цепи с помощью пробника

105 ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЕ 1 АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ППО Учебные вопросы 1 РАЗМЕЩЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА СИСТЕМЫ ППО 2 УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ППО 3 ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ ПОЖАРЕ В МАШИНЕ 4 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ППО

106 1 РАЗМЕЩЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И РАБОТА СИСТЕМЫ ППО

107 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ППО ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МАШИНЫ СОСТОИТ ИЗ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ППО ДВУКРАТНОГО ДЕЙСТВИЯ, РУЧНОГО ОГНЕТУШИТЕЛЯ ОУ-2 И ПОРОШКОВОГО ОГНЕТУШИТЕЛЯ ОП-10А (МОГУТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ ДВА ОГНЕТУШИТЕЛЯ ОУ-2). АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ППО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В ОТДЕЛЕНИИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ, РУЧНОЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ ДЛЯ ТУШЕНИЯ НЕБОЛЬШИХ ОЧАГОВ ПОЖАРА, А ПОРОШКОВЫЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА СНАРУЖИ МАШИНЫ. Тушение пожара автоматической системой ППО осуществляется с помощью огнегасящего состава «Хладон 114В2» или состава «3,5», пары которых, прекращая доступ воздуха к очагу пожара, гасят его. Система ППО приводится в действие как автоматически, так и ручным включением. В автоматическом режиме система ППО работает только при включенном выключателе автоматики ППО.

108 1 КНОПКИ ВКЛЮЧЕНИЯ ППО; 2, 3 КОНТРОЛЬНЫЕ ЛАМПЫ ИСПРАВНОСТИ ЦЕПЕЙ ПИРОПАТРОНОВ ППО; 4 — ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИКИ ППО; 6 СИГНАЛЬНАЯ ЛАМПА «ПОЖАР»; 35 КНОПКА КОНТРОЛЯ СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП; 41 КНОПКА ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ БАТАРЕЙ. ЩИТОК ПРИБОРОВ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ БТР-80

109 ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ: сигнализацию о пожаре; автоматическое закрытие крышек воздухопритоков и воздухоотводов; прекращение подачи топлива; включение на 20 с водяного насоса предпускового подогревателя для прокачки охлаждающей жидкости двигателя; задержку подачи огнегасящего состава до остановки двигателя; подачу огнегасящего состава в отделение силовой установки; повторную подачу огнегасящего состава в отделение силовой установки в случае повторного пожара или неполной ликвидации пожара при первой подаче. ПРИ РУЧНОМ ВКЛЮЧЕНИИ СИСТЕМА ВЫДАЕТ ТЕ ЖЕ КОМАНДЫ, ЧТО И ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СИСТЕМЫ.

110 1 ОГНЕТУШИТЕЛЬ ОП- 10А; 2 НАСАДОК; 3 ТЕРМОДАТЧИК 3; 4 ТЕРМОДАТЧИК 2; 5, 6, 14, 15 ШТУЦЕРА- РАСПЫЛИТЕЛИ; 7 ТЕРМОДАТЧИК 1; 8 ТЕРМОДАТЧИК 4; 9 ДВИГАТЕЛЬ; 10 РЕЛЕЙНАЯ КОРОБКА ППО (КР40-2С); 11 РОЗЕТКА ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ПРИБОРА КПК11-2; 12 БАЛЛОНЫ; 13 ОБРАТНЫЕ КЛАПАНЫ СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАР- НОГО ОБОРУДОВАНИЯ В БТР-80

111 АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ППО СОСТОИТ ИЗ: двух баллонов ППО. Крепятся баллоны хомутами к перегородке отделения силовой установки слева по ходу машины со стороны боевого отделения; трубопроводов с четырьмя распылителями; релейной коробки КР40-2С, расположенной на нише четвертого левого колеса; четырех термодатчиков; двух кнопок ручного включения системы; сигнальных ламп «1 БАЛЛОН», «2 БАЛЛОН», «ПОЖАР» и выключателя автоматики ППО (на щитке приборов механика-водителя); вспомогательного оборудования (механизма остановки двигателя (МОД), механизма задержки сигнала на выпуск огнегасящей смеси (двухканальное реле), механизма автоматического закрытия крышек воздухо — притоков и -отводов).

112 1 ПРОБКА; 2 ПРОБОЙНИК; 3 ФИКСИРУЮЩЕЕ ПРУЖИННОЕ КОЛЬЦО; 4 КОРПУС ГОЛОВКИ; 5 ШАЙБА С МЕМБРАНОЙ; 6 И 9 УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ ПРОКЛАДКИ; 7 ПРОБКА; 8 НАКИДНАЯ ГАЙКА; 10 БАЛЛОН; 11 СИФОННАЯ ТРУБКА; 12 МЕМБРАНА;13 ШТУЦЕР БАЛЛОН ДЛЯ СОСТАВА «ХЛАДОН 114В2»

113 БАЛЛОНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПЛОМБИРОВАНЫ. Баллоны представляют собой двухлитровые емкости, заправленные составом «Хладон 114В2» массой (1-0,05) кг, для ускорения истечения которого в баллон добавляется сжатый воздух до давления (75-85) кгс/см 2. Массы заправленного и пустого баллона проставлены заводомизготовителем на обработанных под ключ поверхностях корпуса 4 головки. При отсутствии баллона с огнегасящим составом «Хладон 114В2» допускается установка баллона с составом «3,5».

114 КОРОБКА РЕЛЕЙНАЯ КР40-2С предназначена для коммутации электрических цепей постоянного тока электроаппаратуры в системе автоматики по сигналам термодатчиков (они срабатывают при температурном перепаде 150 С и более). Коробка релейная КР40-2С по сигналам термодатчиков и (или) кнопки ручного включения выдает команды (управляющие электрические сигналы) на исполнительные механизмы и на электрозапалы пиропатронов баллонов ППО.

115 Термодатчик ТД-1 представляет собой прибор, реагирующий на резкое повышение температуры в месте его установки. Термодатчик ТД-1 входит в систему пожаротушения, он предназначен для преобразования температуры пламени (температурного перепада) в электрический сигнал и выдачи сигнала при возникновении пожара.

116 ТЕР- МО- ДАТ- ЧИК ТД-1 1 термопары; 2 корпус термодатчи -ка с термоизоля -тором; 3 разъем; 4 крышка корпуса

117 НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ НАД ТАБЛИЧКОЙ «1 БАЛЛОН» И «2 БАЛЛОН» НАХОДЯТСЯ ДВЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЛАМПЫ ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА. СВЕЧЕНИЕ ЛАМП СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ОБ ИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРОЗАПАЛОВ ПИРОПАТРОНОВ БАЛЛОНОВ И О ГОТОВНОСТИ СИСТЕМЫ ППО К ТУШЕНИЮ ПОЖАРА. ЛАМПЫ ЗАГОРАЮТСЯ ПРИ ВКЛЮЧЕННЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ И ВЫКЛЮЧАТЕЛЕ АВТОМАТИКИ ППО. ПОСЛЕ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ЛАМПЫ ГАСНУТ.

118 КНОПКИ «Б1» И «Б2» РУЧНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СИСТЕМЫ В РАБОТУ (ПОД ОПЛОМБИРОВАННОЙ КРЫШКОЙ)

119 ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИКИ ППО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ АВТОМАТ ЗАЩИТЫ СЕТИ АЗС-15. ОН ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЦЕПЕЙ ПИТАНИЯ ПРИБОРОВ УПРАВЛЕНИЯ ППО И ПОЭТОМУ ДОЛЖЕН ВСЕГДА НАХОДИТЬСЯ ВО ВКЛЮЧЕННОМ (ВЕРХНЕМ) ПОЛОЖЕНИИ. ПРИНЦИП РАБОТЫ АЗС

120 В ВЫКЛЮЧЕННОЕ (НИЖНЕЕ) ПОЛОЖЕНИЕ АЗС ПЕРЕВОДИТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ МАШИНЫ ЗАЖИГАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОЧАГИ ПОЖАРА ВОЗНИКЛИ ТОЛЬКО НА КРЫШЕ СИЛОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ И СРАБОТАЛА СИСТЕМА ППО, НЕОБХОДИМО: ВЫКЛЮЧИТЬ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИКИ ППО НА ЩИТКЕ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ; НЕ ОТКРЫВАЯ КРЫШЕК ВОЗДУХОПРИТОКА, ВЫВЕСТИ МАШИНУ ИЗ ОПАСНОЙ ЗОНЫ; ПОТУШИТЬ ПОЖАР СНАРУЖИ МАШИНЫ С ПОМОЩЬЮ ОГНЕТУШИТЕЛЯ ОП-10А; ВКЛЮЧИТЬ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМАТИКИ ППО; ОТКРЫТЬ КРЫШКИ ВОЗДУХОПРИТОКА; ПРОДОЛЖИТЬ ДВИЖЕНИЕ.

121 МОД СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЭЛЕКТРОМАГНИТОВ: ЭЛЕКТРОМАГНИТА ОТКЛЮЧЕНИЯ ПРИВОДА ПОДАЧИ ТОПЛИВА, РАЗМЕЩЕННОГО НА ПОЛИКЕ ОТДЕЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЯДОМ С ПЕДАЛЬЮ ПОДАЧИ ТОПЛИВА, И ЭЛЕКТРОМАГНИТА ТЯГИ РЫЧАГА ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ПЕРЕВОДА РЫЧАГА ТНВД В ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА, РАЗМЕЩЕННОГО НА КРОНШТЕЙНЕ ДВИГАТЕЛЯ РЯДОМ С ТНВД. 1 ПЕДАЛЬ, 2 МЕХАНИЗМ РУЧНОЙ ПОДАЧИ, 3 МЕХАНИЗМ РАССОЕДИНЕНИЯ ПРИВОДА, 4 РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛЯТОРА ТНВД, 5 МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА РЫЧАГА ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ

122 а рабочее положение; б положение при срабатывании системы ППО 1 электромагнтит; 2 шток; 3 втулка; 5, 8 тяги; 6, 7 планки (рычаги) тяг МЕХАНИЗМ РАССОЕДИНЕНИЯ ПРИВОДА

123 а рабочее положение; б положение при срабатывании системы ППО 1 — электромагнит; 2 шток; 3 втулка; 4 кронштейн; 5 шарик; 6 и 9 тяги; 7 и 8 рычаги МЕХАНИЗМ ОТКЛЮЧЕНИЯ ПРИВОДА УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА

124 В СОСТАВ МЕХАНИЗМА ЗАКРЫТИЯ КРЫШЕК ВОЗДУХОПРИТОКА И ВОЗДУООТВОДА ВХОДИТ ЭЛЕКТРОМАГНИТ, КОТОРЫЙ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ЗАЩЕЛКУ, РАЗЪЕДИНЯЕТ РЕДУКТОР ПОДЪЕМА КРЫШЕК С ТЯГАМИ. ЭЛЕКТРОМАГНИТ ЗАКРЫТИЯ КРЫШЕК ВОЗДУХОПРИТОКОВ И — ОТВОДОВ РАЗМЕЩЕН НА МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖАЛЮЗИ. ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПИТАНИЯ ИЗ СИСТЕМЫ ППО ЭЛЕКТРОМАГНИТ РАЗЪЕДИНЯЕТ РЕДУКТОР ПОДЪЕМА КРЫШЕК С ТЯГАМИ, И КРЫШКИ ПОД СОБСТВЕННЫМ ВЕСОМ ЗАКРЫВАЮТСЯ И ПЕРЕКРЫВАЮТСЯ ПРИТОК И ОТВОД ВОЗДУХА ИЗ ОТДЕЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ.

125 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА ППО БТР-80

126 ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА В ОТДЕЛЕНИИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ СИГНАЛ ОТ ТЕРМОДАТЧИКОВ ТД-1 ПОСТУПАЕТ В РЕЛЕЙНУЮ КОРОБКУ ППО КР40-2С, КОТОРАЯ ВЫДАЕТ КОМАНДЫ НА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ППО БАЛЛОНЫ ДЛЯ СОСТАВА «ХЛАДОН 114В2». ПРИ ЭТОМ ЗАГОРАЕТСЯ СИГНАЛЬНАЯ ЛАМПА «ПОЖАР», УСТАНОВЛЕННАЯ В ЩИТКЕ ПРИБОРОВ, МЕХАНИЗМ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ ОТКЛЮЧАЕТ ПОДАЧУ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ, ЗАКРЫВАЮТСЯ КРЫШКИ ВОЗДУХОПРИТОКОВ И ВОЗДУХООТВОДОВ, ВКЛЮЧАЕТСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ВОДЯНОГО НАСОСА ПУСКОВОГО ПОДОГРЕВАТЕЛЯ. ПОСЛЕ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ ПОДАЕТСЯ ПИТАНИЕ НА ПИРОПАТРОН ПЕРВОГО БАЛЛОНА ППО. ПИРОПАТРОН ВЗРЫВАЕТСЯ. ПОД ДАВЛЕНИЕМ ЕГО ГАЗОВ ПРОБОЙНИК ПРОБИВАЕТ МЕМБРАНУ БАЛЛОНА, И ОГНЕГАСЯЩИЙ СОСТАВ ЧЕРЕЗ ТРУБОПРОВОДЫ И РАСПЫЛИТЕЛИ ПОСТУПАЕТ В СИЛОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. ПАРЫ СОСТАВА, ЗАПОЛНЯЯ ПРОСТРАНСТВО, ГАСЯТ ОЧАГИ ПОЖАРА, ОГРАНИЧИВАЯ К НИМ ДОСТУП КИСЛОРОДА.

127 2 Управление системой ППО

128 ЕСЛИ ПРИ ПОЖАРЕ СИСТЕМА ППО АВТОМАТИЧЕСКИ НЕ СРАБОТАЛА, ТО ПРИВЕСТИ ЕЕ В ДЕЙСТВИЕ ВРУЧНУЮ: СОРВАТЬ ПЛОМБУ С КРЫШКИ, ЗАКРЫВАЮЩЕЙ КНОПКИ «1 БАЛЛОН» И «2 БАЛЛОН»; ОТКРЫТЬ КРЫШКУ; НАЖАТЬ И ОТПУСТИТЬ КНОПКУ НЕИСПОЛЬЗОВАННОГО БАЛЛОНА («1 БАЛЛОН» ИЛИ «2 БАЛЛОН»). НАЖАТИЕМ КНОПКИ ВЫДАЮТСЯ ТЕ ЖЕ КОМАНДЫ, ЧТО И ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СИСТЕМЫ. ЕСЛИ ПОЖАР НЕ ПОТУШЕН ОТ ПЕРВОГО БАЛЛОНА, НАЖАТИЕМ ДРУГОЙ КНОПКИ ВВЕСТИ В ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЙ БАЛЛОН. КРЫШКА, ЗАКРЫВАЮЩАЯ КНОПКИ РАСПЫЛИТЕЛЬ СИСТЕМЫ ППО

129 3 Действия экипажа при пожаре в машине

130 При обнаружении пожара в отделении силовой установки раньше, чем система ППО сработает автоматически, немедленно перевести рычаг подачи топлива в положение «ОСТАНОВ», выключить передачу в КП и включить систему ППО вручную, сорвав пломбу на крышке кнопок включения баллонов. При срабатывании системы ППО автоматически (загорелась лампа «ПОЖАР») также необходимо немедленно выключить передачу в КП.

131 ПОСЛЕ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА ПРИВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ППО КАК АВТОМАТИЧЕСКИ, ТАК И ВРУЧНУЮ: открыть крышки воздухопритока и воздухоотвода, для чего перевести переключатель привода крышек в положение «ЗАКР» и удерживать в этом положении до остановки электродвигателя привода крышек (остановку электродвигателя контролировать по амперметру), затем перевести переключатель в положение «ОТКР»; подключить привод управления подачей топлива, для чего установить рукоятку ручного привода в положение «ОСТАНОВ», снять ногу с педали и перемещать педаль на себя до момента, когда шток под действием пружины электромагнита сблокирует рычаги; перевести рукоятку ручного привода в положение минимальной частоты вращения двигателя, пустить двигатель и продолжать выполнение задачи.

132 ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА

133 ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ПРИВОДА КРЫШКИ ВОЗДУХОПРИТОКА И ВОЗДУХООТВОДА ПОСЛЕ ПОЖАРА, КАК ТОЛЬКО ПОЗВОЛИТ ОБСТАНОВКА, ВЫПОЛНИТЬ ОСМОТР МАШИНЫ, УСТРАНИТЬ ПОВРЕЖДЕНИЯ И НЕИСПРАВНОСТИ, ВОЗНИКШИЕ ПРИ ПОЖАРЕ.

134 ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАМЕНИТЬ РАЗРЯЖЕННЫЕ БАЛЛОНЫ И УБЕДИТЬСЯ В ИСПРАВНОСТИ ЦЕПЕЙ ПИРОПАТРОНОВ И ТЕРМОДАТЧИКОВ. Исправность цепей термодатчиков проверять комплектом прибора КПК11-2, который находится в групповом комплекте запасных частей (на 10 машин). ПРИБОР КПК11-2 ПОДКЛЮЧАЕТСЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ РОЗЕТКЕ В ОТДЕЛЕНИИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ РЯДОМ С РЕЛЕЙНОЙ КОРОБКОЙ КР40-2С НА НИШЕ ЧЕТВЕРТОГО ЛЕВОГО КОЛЕСА. 1 — разъем Ш2; 2 — переключатель ТД-ППО, ПП-ПАЗ; 3 — предохранитель; 4 — лампа КОНТРОЛЬ; 5 — переключатель ТД (1-10) — ТД (11-20); 6 — кнопка КОНТРОЛЬ; 7, 8, 9 — переключатели ЗБ, 2Б, 1Б; 10 — кнопка СБРОС.

135 4 Возможные неисправности системы ППО

136 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ППО БТР-80 НЕИСПРАВНОСТЬ НЕ ГОРЯТ ЛАМПЫ «1 БАЛЛОН» И «2 БАЛЛОН» ПРИ НЕ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ ПРИЧИНА НЕИСПРАВНОСТИ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ «ВЫКЛ. АВТ. ППО» НАХОДИТСЯ В НИЖНЕМ ПОЛОЖЕНИИ. ОТСУТСТВУЮТ ИЛИ НЕИСПРАВНЫ ПИРОПАТРОНЫ, НЕ ПОДСОЕДИНЕНЫ ПРОВОДА К ВЫВОДАМ ГОЛОВОК БАЛЛОНОВ. НЕИСПРАВНЫ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ 10 А ИЛИ 30 А. ПЕРЕГОРЕЛИ СИГНАЛЬНЫЕ ЛАМПЫ. СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ УСТАНОВИТЬ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ В ИСХОДНОЕ (ВЕРХНЕЕ) ПОЛОЖЕНИЕ. ЗАМЕНИТЬ ПИРОПАТРОНЫ, ПОДСОЕДИНИТЬ ПРОВОДА К ВЫВОДАМ ГОЛОВОК БАЛЛОНОВ. ЗАМЕНИТЬ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ (ПРЕДОХРАНИТЕЛИ НАХОДЯТСЯ В ЗИП ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ). ЗАМЕНИТЬ ЛАМПЫ. ГОРЯТ ЛАМПЫ «1 БАЛЛОН» И «2 БАЛЛОН» ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ НАРУШЕНЫ ПРОВОДА ЦЕПИ ПИТАНИЯ РЕЛЕЙНОЙ КОРОБКИ И ПРОВОДА ЦЕПИ ПИРОПАТРОНОВ. ЗАМЫКАНИЕ ЦЕПИ ПИРОПАТРОНОВ НА КОРПУС МАШИНЫ. ОБРЫВ В ЦЕПИ ЛИНЕЙНЫХ ПРОВОДОВ ГЕНЕРАТОРОВ К РЕЛЕ ЗАДЕРЖКИ СИГНАЛА НА ПИРОПАТРОН. НЕИСПРАВНЫ ДИОДЫ В ЦЕПИ ПИТАНИЯ РЕЛЕ ЗАДЕРЖКИ СИГНАЛА НА ПИРОПАТРОНЫ. НЕИСПРАВНО РЕЛЕ ЗАДЕРЖКИ СИГНАЛА НА ПИРОПАТРОНЫ. ВОССТАНОВИТЬ ПРОВОДА. ПРОВЕРИТЬ И ВОССТАНОВИТЬ ЦЕПЬ ПИРОПАТРОНОВ. ПРОВЕРИТЬ И ВОССТАНОВИТЬ ЦЕПЬ ЛИНЕЙНЫХ ПРОВОДОВ. ЗАМЕНИТЬ ДИОДЫ. ЗАМЕНИТЬ РЕЛЕ.

137 Неисправность ПРИ ПРОВЕРКЕ ТЕРМОДАТЧИКА СГОРАЕТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ ПРИБОРА КПК-11-2 При нажатии кнопки «КОНТРОЛЬ» лампа «КОНТРОЛЬ» на приборе КПК11-2 не гаснет через 2-7 сек. СИСТЕМА ППО НЕ СРАБАТЫВАЕТ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПРИБОРОМ КПК11-2 Причина неисправности Короткое замыкание в цепи термодатчика. Обрыв в цепи термодатчика. Неисправный термодатчик. Грязные спаи термодатчика. Степень разряженности батарей ниже допустимой. Способ устранения неисправности Устранить короткое замыкание; при неисправном термодатчике заменить термодатчик. Устранить обрыв. Заменить термодатчик. Очистить термодатчик от пыли и грязи. Зарядить или заменить батареи.

138 ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЕ 2 АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ППО УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1 Ручной огнетушитель 2 Порошковый огнетушитель 3 Действия при поражении машины зажигательными средствами 4 Контрольное взвешивание баллонов 5 Замена баллонов

139 1 Ручной огнетушитель ОУ-2

140 ДЛЯ ТУШЕНИЯ НЕБОЛЬШИХ ОЧАГОВ ПОЖАРА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ РУЧНОЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ ОУ- 2. ОН ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДВУХЛИТРОВЫЙ БАЛЛОН, НАПОЛНЕННЫЙ ЖИДКОЙ УГЛЕКИСЛОТОЙ. ОГНЕТУШИТЕЛЬ ОУ-2 ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИ ВОЗГОРАНИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 380 В, НО ПРИ ЭТОМ ИМЕЕТ ШИРОКУЮ СФЕРУ ПРИМЕНЕНИЯ. УКЛАДКА крепится огнетушитель в походном положении хомутом к перегородке отделения силовой установки в БО на нише левого по ходу движения третьего колеса.

141 Если установлено два огнетушителя ОУ-2, то второй в походном положении крепится хомутом к перегородке отделения силовой установки справа по ходу машины со стороны боевого отделения ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Емкость баллона, л 2,9 Длина выброса, м 1,5 Время выхода заряда, с 8 Масса с зарядом, кг 8 Габариты, мм 165x280x500 Рабочее давление, кгс/см 2 5,8 Масса заряда, кг 2

142 1 раструб; 2 трубка; 3 гайка с сальниковым устройством; 4 маховичок запорного вентиля; 5 предохранительный клапан; 6 ручка; 7 баллон; 8 сифонная трубка УСТРОЙСТВО УГЛЕКИСЛОТНОГО РУЧНОГО ОГНЕТУШИТЕЛЯ ОУ-2 ЗАПОРНО-ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО РЫЧАЖНОГО ТИПА

143 ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ — ВЫТЕСНЕНИЕ ДВУОКИСИ УГЛЕРОДА СО 2 ИЗБЫТОЧНЫМ ДАВЛЕНИЕМ. При открывании запорно-пускового устройства СО 2 по сифонной трубке поступает к раструбу и из сжиженного состояния переходит в твердое (снегообразное). Температура резко снижается (до минус 70 0 С). Углекислота, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода воздуха. ПОМНИ: ВО ИЗБЕЖАНИЕ ОБМОРАЖИВАНИЯ НЕЛЬЗЯ КАСАТЬСЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАСТРУБА ОГОЛЕННЫМИ ЧАСТЯМИ ТЕЛА (РУКАМИ). ПОМНИ: НЕОБХОДИМО СЛЕДИТЬ ЗА СОХРАННОСТЬЮ ПЛОМБЫ ОГНЕТУШИТЕЛЯ. ЕСЛИ ОН НЕ ОПЛОМБИРОВАН, ТО В ЖАРКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ЛИЧНЫЙ СОСТАВ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО ЗАРЯД ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И ГАЗИРОВАНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ.

Источник

Оцените статью
Электроника