Кп 52м кислородный прибор

Назначение, технические характеристики и состав

Комплект кислородного оборудования ККО-5 относится к кислородным системам индивидуального пользования и служит для создания летчику необходимых жизненных условий и сохранения его работоспособности как при высотных полетах, так и при катапультировании.

Комплект ККО-5 позволяет:

Совершать длительные полеты в загерметизированной кабине до максимальной высоты (для конкретного типа истребителя) и в разгерметизированной кабине на высотах до 12 км.

Снижаться на безопасную высоту в случае разгерметизации кабины (с максимальной высоты до 12 км), когда комплект используется как аварийное средство питания кислородом и для защиты летчика от вредного действия атмосферы больших высот.

Катапультироваться при аварийной ситуации на борту истребителя на высотах до практического потолка самолета с одновременным автоматическим переключением на подачу кислорода от кислородного парашютного прибора КП-27.

1.1. Состав комплекта кислородного оборудования ККО-5.

Комплект кислородного оборудования КК0-5 включает (рис.1).

1. Регулятор подачи кислорода РКП-52;

2. Кислородный прибор КП-52М

3. Вентиляционное устройство шлема ВУШ-6;

4. Дистанционное устройство ДУ-7;

5. Объединенный разъем коммуникаций ОРК-9А;

6. Кислородный прибор КП-27М;

7. Индикатор кислорода ИК-52;

8. Манометр избыточного давления М-2000;

9. Кислородный редуктор КР-26А;

10. Кислородный вентиль КВ-2МС;

11. Кислородная бортовая арматура

1.2. Назначение и краткое устройство агрегатов комплекта ККО

Регулятор подачи кислорода РПК-52(рис.1) обеспечивает:

— Автоматическое регулирование по высотам подачи кислорода, подводимого к кислородному прибору КП-52М, для обеспечения процентного содержания кислорода (αО2 во вдыхаемой смеси;

— Автоматическое включение непрерывной подачи кислорода при разгерметизации кабины на высотах более 12 км и ручное включение в наземных условиях;

— Понижение давления кислорода с 10 кГс/см 2 до 2,8-3,8 кГс/см 2

— Ручное включение питания чистым кислородом на высотах менее 8 км;

— Включение аварийной подачи кислорода.

РПК-52состоит из следующих узлов:

— автоматического регулятора подачи кислорода в КП-52М (2);

— автоматического пускателя непрерывной подачи кислорода (5);

— ручного включателя питания чистым кислородом (рукоятка «100% О2 – смесь»);

— ручного включателя аварийной подачи кислорода (рукоятка “АВАР”);

— ручного пускателя непрерывной подачи кислорода (расположен слева от анероида 5);

Кислородный прибор КП-52Мпредназначен для:

— обеспечения требуемой величины парциального давления кислорода за счет изменения его процентного содержания во вдыхаемой смеси до высоты 12000 м;

— создания и регулирования величины избыточного давления в гермошлеме (ГШ) или в кислородной маске (КМ) на высотах более 12000 м;

— регулирования соотношения избыточных давлений в ГШ и камерах натяжного устройства высотно-компенсирующего костюма ВКК на высотах более 12000 м.

КП-52Мсостоит из следующих элементов:

— регулятора избыточного давления (18);

— автомата подсоса воздуха (30);

— регулятора соотношения давлений в ГШ и ВКК (29);

— клапана костюмной линий (24);

— клапана сброса (ограничения) избыточного давления (28);

— вакуумного клапана (расположен справа от клапана надмембранного пространства) (25);

— предохранительного клапана (19);

— клапана надмембранного пространства (25).

Вентиляционное устройство шлема ВУШ-6 предназначено для дополнительной вентиляции ГШ с целью удаления углекислого газа и устранения запотевания смотрового стекла ГШ и лица летчика.

ВУШ-6состоит из следующих элементов:

— эжектора (расширяющееся сопло внутри прибора),

— клапана подсоса воздуха (35);

— клапана дополнительной подачи (36);

— отключающего механизма (38);

Дистанционное управление ДУ-7 предназначено для пневматического дистанционного управления подачей чистого кислорода (100% 02), аварийной подачи кислорода и ручного включения и выключения ВУШ-б.

Щиток дистанционного управления имеет две рукоятки управления, кран вентиляции шлема и три клапана. Назначение рукоятки (39) аналогично рукоятке 100% О2— смесь РПК-52, а рукоятки (40) — назначению рукоятки “АВАР” РПК-52. Рукоятка 100% О2 — смесь окрашена в голубой цвет; рукоятка “АВАР” — в красный цвет, а кран вентиляции шлема (41) — в черный цвет. Кран вентиляции шлема предназначен для ручного включения и выключения ВУШ. В кране имеется дюза (42) для ограничения подачи кислорода.

Объединенный разъем коммуникаций ОРК-9Апредназначен для автоматического разъединения коммуникаций ККО-5 при аварийном покидании самолета и в случае демонтирования катапультного кресла из кабины при разного вида проверках оборудования в кабине и самого кресла.

ОРК-9А состоит из верхней и нежней колодок, соединенных между собой механическим замком. Верхняя колодка крепится на левом борту рамки кресла.

В момент катапультирования трос 17 , прикрепленный к полу кабины ЛА открывает механический замок разъема. Для ручного открытия разъема при демонтировании кресла служит рукоятка 14. Для фиксации крючка нижней колодки от случайного открытия на ней установлен предохранитель, который имеет 2 положения: I и II. Перед полетом предохранитель нужно поставить в положение I, а при раскрытии разъема на земле – в положение II.

В штуцерах верхней и нижней колодок разъема имеются обратные клапаны (на рис.1 промаркирован только один клапан 13).

Парашютный кислородный прибор КП-27М обеспечивает питание летчика и наполнение камер натяжного устройства ВКК кислородом при покидании самолета, а также при нахождении летчика в кабине в случае выхода из строя бортовой системы кислородного питания.

КП-27Мсостоит из следующих элементов:

— дополнительного баллончика (32);

— капиллярной трубки (34), выполняющей роль редуктора;

— механизма автоматического включения или, как его еще называют: запорно-пускового устройства (31);

— тросика автоматического включения КП-27М (15);

— ручки с тросиком ручного включения КП-27М (16).

Батарея баллончиков (33) состоит из 12 баллончиков общей емкостью 0,825 л предназначена для хранения запаса кислорода под давлением 150 кГс/см 2 .

КП-27М обеспечивает подачу кислорода через З минуты после его включения не менее 16 л/мин., а через 10 мин. — не менее 3,6 л/мин.

Индикатор кислорода ИК-52 состоит из двух самостоятельных приборов: манометра и индикатора кислорода, работающих независимо друг от друга.

Манометр избыточного давления М-2000 служит для визуального контроля избыточного давления, создаваемого комплектом ККО-5 в КМ-52М и ГШ-6М.

Кислородный редуктор КР-26А предназначен для понижения давления кислорода от 150 кГс/см 2 до 12÷8 кГс/см 2 и для обеспечения постоянства подачи кислорода при измерении давления в баллонах.

Кислородный вентиль КВ-2МСпредназначен для перекрытия магистрали высокого давления кислорода от кислородных баллонов до рёдуктора КР-26А.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

§ 8.3. Схема комплекта кислородного оборудования с прибором кп-52м

Комплект кислородного оборудования с прибором КП-52М отличается лучшими физиолого-гигиеническими и эксплуатационными характеристиками по сравнению с комплектом ККО-3. Этот комплект рассчитан на работу со всеми имеющимися герметическими шлемами, высотно-компенсирующими костюмами и кислородной маской КМ-32. Схема комплекта кислородного оборудования с прибором КП-52М приведена на рис. 8.2. По своей конструкции рассматриваемый комплект отличается от комплекта ККО-3 следующим:

— меньшим весом и габаритами;

— устройством, обеспечивающим вентиляцию внутренней полости гермошлема;

— кислородным прибором прерывной подачи КП-52М, размещенным на подвесной системе парашюта;

— применением герметического шлема ГШ-6М с откидным смотровым щитком;

Рис. 8.2. Схема комплекта кислородного оборудования с прибором КП-52М:

1 — разъем ОРК-11 (ОРК-9); 2 — шланг системы ППУ; 3 — рукоятка аварийного раскрытия быстродействующего разъема прибора КП-52М; 4 — кислородный прибор КП-52М; 5 — гермошлем; 6 — высотно-компенсирующий костюм; 7 — манометр: 8 — вентиляционное устройство шлема; 9 — кран вентиляции шлема; 10 — кислородный редуктор КР-26А; 11 — вентиль КВ-2МС; 12 — кислородные баллоны; 13 — вентиль объединенной зарядки; 14 — зарядный штуцер; 15 — индикатор кислорода; 16 — дистанционное управление: 17 — бортовой регулятор подачи кислорода; 18 — кислородные шланги КП-52; 19 — прибор КП-27М; 20 — рукоятка аварийного включения КП-27М; 21 — трос аварийного раскрытия разъема ОРК

— применением высотно-компенсирующего костюма ВКК-6 с улучшенной компенсацией тела летчика при наличии избыточного давления;

— применением вентилирующего костюма ВК-3, надеваемого поверх высотно-компенсирующего костюма;

— применением автомата давления АД-6Е.

Для управления работой кислородной системой вручную вместо тросового управления (в ККО-3) предусмотрено пневматическое дистанционное управление, осуществляемое с помощью кранов дополнительной и аварийной подачи кислорода.

Рис. 8.3. Блок-схема работы системы кислородного питания с прибором КП-52М на высотах до 12 км:

КР — кислородный редуктор; РНП — регулятор непрерывной подачи: Ав. кр. — кран аварийной подачи; 100% O2 — кран дополнительной подачи: АП O2 — автоматический регулятор подачи кислорода; АПВ — автомат подсоса воздуха; Кр.В — кран вентиляции; ВУШ — вентиляционное устройство шлема: РПП — регулятор прерывной подачи кислорода; ГШ — гермошлем

Для повышения надежности работы системы кислородного питания основной контур подачи кислорода (от кислородного редуктора КР-26А через регулятор подачи РПК и кислородный прибор КП-52М в гермошлем) задублирован контуром дополнительной и аварийной подачи кислорода вручную и контуром вентиляции ГШ.

Обогащение вдыхаемого воздуха кислородом в зависимости от «высоты» в кабине обеспечивается работой бортового регулятора подачи кислорода (РПК) и автоматами подсоса воздуха, размещенными в приборе КП-52М и в вентиляционном устройстве шлема (ВУШ).

Рассмотрим основные режимы работы комплекта кислородного оборудования с прибором KП-52M при полете на больших высотах.

Первый режим — «высота» в герметической кабине самолета не превышает 12 км. Система кислородного питания работает в режиме прерывной подачи кислорода без избыточного давления. Блок-схема системы при работе в этом режиме показана на рис. 8.3.

В приведенной блок-схеме указанные элементы используются для следующих целей.

Кислородный редуктор служит для понижения давления кислорода и поддержания необходимой величины установочного давления в кислородной магистрали.

Регулятор непрерывной подачи выполнен в виде кислородного редуктора рычажного типа, обеспечивает непрерывную подачу кислорода в пневмосистему натяжного устройства высотно-компенсирующего костюма и в гермошлем. Автоматический регулятор подачи кислорода обеспечивает расход кислорода по высотам. Конструктивно выполнен в виде анероида с подвижным клапаном подачи.

Кран аварийной подачи кислорода предназначен для включения вручную контура непрерывной подачи кислорода с расходом от 17 до 23 л/мин. Кран дополнительной подачи кислорода обеспечивает перевод системы кислородного питания на подачу в гермошлем чистого кислорода.

Перечисленные элементы схемы (рис. 8.3) являются составными частями конструкции регулятора подачи кислорода РПК (рис. 8.2).

Регулятор прерывной подачи кислорода, являющийся составной частью прибора КП-52М, обеспечивает потребный расход кислорода в зависимости от величины легочной вентиляции.

Автомат подсоса воздуха служит для поддержания необходимой величины парциального давления кислорода в гермошлеме по высотам. Конструктивно выполнен в виде клапана подсоса воздуха в полость низкого давления кислородного прибора КП-52М.

Кран вентиляции шлема обеспечивает подачу кислорода вручную к вентиляционному устройству шлема.

Вентиляционное устройство шлема вместе с автоматом подсоса воздуха предназначено для подачи воздуха, обогащенного кислородом, непосредственно в полость гермошлема.

Предусмотренные в схеме контур вентиляции гермошлема, контур дополнительной и контур аварийной подачи кислорода значительно повышают безотказность работы кислородной системы и улучшают физиолого-гигиенические условия в полости гермошлема.

Второй режим — разгерметизация кабины на высоте полета более 12 км. Блок-схема системы при работе в этом режиме показана на рис. 8.4. Режим обеспечивается работой следующих элементов схемы: пускателя, контура большой подачи, контура, ограничивающего подачу кислорода до 23 л/мин, реле времени, высотно-компенсирующего костюма, регулятора избыточного давления, компенсированного клапана выдоха, гермошлема, регулятора соотношения давлений и, наконец, регулятора прерывной подачи кислорода.

Конструктивно регулятор прерывной подачи, регулятор избыточного давления и регулятор соотношения давлений объединены <215>в кислородном приборе КП-52М. Пускатель, контур большой и малой подачи и реле времени конструктивно объединены в регуляторе подачи кислорода РПК. Указанные элементы (рис. 8.4) используются в системе кислородного питания для следующих целей. Пускатель служит для автоматической подачи кислорода в пневмосистему натяжного устройства ВКК при разгерметизации кабины на высоте полета более 12 км. Конструктивно он выполнен в виде анероида со штоком.

Рис. 8.4. Блок-схема работы системы кислородного питания с прибором КП-52М при разгерметизации кабины на высоте полета более 12 км:

КР — кислородный редуктор: РНП — регулятор непрерывной подачи; Ав. кр. — кран аварийной подачи; 100% O2 — кран дополнительной подачи; АП O2 — автоматический регулятор подачи кислорода; П — пускатель; РВ — реле времени; БП — большая подача: МП — малая подача; ВКК — высотно-компенсирующий костюм; РИД — регулятор избыточного давления; РПП — регулятор прерывной подачи кислорода; РСД — регулятор соотношения давлений; ККВ — компенсированный клапан выдоха; ГШ — гермошлем

Контур большой подачи служит для форсированного заполнения камер натяжного устройства ВКК кислородом в течение времени, не превышающего 3—4 сек. Максимальная подача кислорода на второй секунде составляет величину не менее 250 л/мин.

Контур малой подачи ограничивает подачу кислорода к прибору КП-52М до 25 л/мин после заполнения камер натяжного устройства ВКК-6.

Реле времени обеспечивает необходимую временную задержку в формировании избыточного давления кислорода в гермошлеме до тех пор, пока не будет создано необходимое противодавление на тело летчика с помощью ВКК.

Высотно-компенсирующий костюм (ВКК) предназначен для рекомпрессии тела летчика при разгерметизации кабины самолета на высоте более 12 км путем механического обжатия тела тканью костюма с удельным давлением, равным избыточному давлению в гермошлеме.

Регулятор избыточного давления обеспечивает регулирование необходимой величины избыточного давления в гермошлеме в <216>зависимости от высоты разгерметизации кабины. Конструктивно он выполнен в виде анероида с клапанным устройством и размещен в специальном стакане, пространство которого сообщается с окружающей средой через дроссельное отверстие. В результате такого конструктивного исполнения регулятор избыточного давления реагирует на давление окружающей среды не сразу, а с некоторым запаздыванием, что предотвращает появление избыточного давления в гермошлеме в момент разгерметизации кабины.

Рис. 8.5. Блок-схема работы системы кислородного питания с прибором КП-52М при аварийном покидании самолета:

ПКП — парашютный кислородный прибор: ВКК — высотно-компенсирующий костюм; РИД — регулятор избыточного давления; РПП — регулятор прерывной подачи; РСД — регулятор соотношения давления; ККВ — компенсированный клапан выдоха: ГШ — гермошлем

Компенсированный клапан выдоха обеспечивает формирование избыточного давления в гермошлеме по высоте с сохранением постоянного сопротивления на клапане выдоха.

Гермошлем позволяет создать необходимые условия для нормального дыхания под избыточным давлением.

Регулятор соотношения давлений обеспечивает необходимое соотношение давлений в натяжном устройстве ВКК и в гермошлеме для компенсации организма человека при дыхании под избыточным давлением. Регулятор прерывной подачи кислорода обеспечивает потребный расход кислорода в полость гермошлема в зависимости от величины легочной вентиляции.

В рассматриваемом случае (рис. 8.4) режим работы комплекта с прибором КП-52 во многом аналогичен работе комплекта с прибором КП-34. Основное отличие заключается в том, что первоначальное давление в натяжном устройстве ВКК доводится до максимального значения независимо от высоты разгерметизации; кроме того, в первый момент разгерметизации кабины давление в гермошлеме ограничивается тем, что регулятор избыточного давления обеспечивает свободный выход расширяющихся газов из полости под компенсирующим клапаном выдоха гермошлема.

Необходимое условие компенсации избыточного давления обеспечивается регулятором соотношения давлений. В данном случае давление кислорода в натяжном устройстве ВКК после разгерметизации кабины и создания избыточного давления в гермошлеме уменьшается до необходимого соотношения с величиной избыточного давления в гермошлеме вследствие сброса избыточного количества кислорода из натяжного устройства ВКК в полость низкого давления кислородного прибора КП-52М. При переводе системы кислородного питания на режим избыточного давления контур вентиляции гермошлема выключается (рис. 8.4) по сигналу регулятора избыточного давления.

Третий режим — аварийное покидание летчиком самолета.

Блок-схема системы при работе в этом режиме показана на рис. 8.5. В работу включаются следующие элементы: парашютный кислородный прибор КП-27М, высотно-компенсирующий костюм, регулятор прерывной подачи, регулятор избыточного давления, регулятор соотношения давлений, гермошлем с компенсированным клапаном выдоха.

Парашютный кислородный прибор КП-27М обеспечивает наполнение кислородом натяжного устройства ВКК до максимально допустимой величины давления, а также обеспечивает летчика кислородом на все время катапультирования до приземления. Регулирование избыточного давления кислорода в гермошлеме осуществляется регулятором избыточного давления, который обеспечивает понижение величины избыточного давления по мере уменьшения высоты приземления. Другие элементы блок-схемы работают так же, как и в рассмотренных выше режимах.

Источник

Читайте также:  Где находится датчик температуры наружного воздуха в Шевроле Авео Т300?
Оцените статью
Электроника