Как проверить комбинацию приборов мтз

Поиск неисправностей в контрольно-измерительных приборах

Система контрольно-измерительных приборов состоит из:

· электрических приборов с датчиками (указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива, указатель напряжения, указатель давления масла, указатель давления воздуха в пневмосистеме);

· электрических сигнализаторов аварийных режимов, подающих информацию световыми и звуковыми сигналами, объединенных в два блока контрольных ламп, которые установлены на щитке приборов.

Включение системы контрольно-измерительных приборов осуществляется поворотом ключа выключателя стартера в положение 1 (см. эл. схему). При этом в момент включения стрелки приборов должны переместиться на нулевую отметку шкалы или ту ее отметку, которая соответствует истинному состоянию параметра контролируемой системы в данный момент.

При отклонении показаний приборов от действительных значений необходимо определить место возникновения неисправности. Сейчас мы более подробно рассмотрим каждый из приборов, а также наиболее типичные для них поломки, методы их выявления и устранения.

Указатель температуры охлаждающей жидкости

Работает в комплекте с терморезисторным датчиком, установленным в головку блока цилиндров дизеля (см. эл. схему).

Рассмотрим возможные неисправности указателя температуры и пути их устранения.

1. Показания прибора ниже действительных. Причиной такого явления чаще всего является повышенное сопротивление в цепи датчик-указатель в результате окисления или ослабления их соединений. Для устранения дефекта необходимо соответственно зачистить контакты и/или затянуть соединения.

2. Показания прибора выше действительных. Типичной причиной подобного сбоя в работе является ошибка комплектации — когда в приборе установлен указатель старой модели, а датчик — новой. Дело в том, что до 1999 года промышленностью выпускались датчик и прибор одной модели, после — другой. Нередко, во время комплектации в результате банального недосмотра совмещают составные части от разных моделей, что и приводит к ошибкам в работе.

3. Стрелка прибора находится в крайнем правом положении. Возможной причиной этого может быть:

3.1. Отсутствие соединения прибора с «массой». Для устранения этой неполадки необходимо убедиться в наличии «массы» включением подсветки приборов. В случае отсутствия подсветки необходимо контрольной лампой проверить: цепь подсветки и «массы» приборов.

3.2. Неисправен датчик. Для диагностики его неисправности необходимо отсоединить провод от клеммы датчика. Если при этом стрелка прибора уходит влево, можно смело говорить о том, что неисправен датчик. В таком случае его необходимо заменить.

3.3. Неисправен прибор — замыкание на «массу» в цепи прибор-датчик. Для определения неполадки необходимо снять левую боковину щитка приборов и отсоединить провод от клеммы «Д» прибора. Если стрелка прибора при этом остается на месте, то это свидетельствует о том, что прибор неисправен и его необходимо заменить.

4. Стрелка прибора находится в крайнем левом положении. Это также может быть вызвано целым рядом причин:

4.1. Отсутствие питания прибора. Для установления этого факта необходимо проверить контрольной лампой наличие напряжения на клемме «Б» прибора. При отсутствии напряжения необходимо проверить и устранить возможные неисправности в цепи питания приборов, а также проверить исправность предохранителей.

4.2. Неисправен прибор. Неисправность выявляется замыканием на «массу» клеммы «Д». Если при этом стрелка остается на месте, значит, прибор неисправен и его необходимо заменить.

4.3. Обрыв в цепи прибор-датчик или неисправен датчик. Для того чтобы выявить, какая же из двух причин является истинной, необходимо отсоединить штекер провода от клеммы датчика и замкнуть его на «массу». Если в результате стрелка прибора отклонится вправо, то это говорит о неисправности датчика, если же стрелка останется на месте, имеет место обрыв цепи питания, который необходимо обнаружить и устранить.

Указатель уровня топлива работает в комплекте с реостатным датчиком поплавкового типа, установленным в топливном баке (см. эл. схему).

Здесь тоже возможно при комплектации совмещение указателей и датчиков старого и нового типа, что приводит к искажению действительной информации. Поэтому обязательно необходимо обращать внимание на соответствие моделей датчика и указателя.

Рассмотрим возможные неисправности указателя уровня топлива и методы их устранения.

1. Стрелка прибора находится в крайнем левом положении. Причиной этого может быть отсутствие питания прибора. Для определения необходимо контрольной лампой проверить наличие напряжения на клемме «Б» прибора. При отсутствии напряжения необходимо найти и устранить неисправность в цепи питания прибора.

2. Отсутствие соединения прибора с «массой». Для того, чтобы убедиться в наличии «массы», необходимо включить подсветку прибора. В случае отсутствия подсветки проверить контрольной лампой цепь подсветки и «массы» приборов.

3. Неисправен прибор. Для того, чтобы выявить действительно ли имеет место эта неисправность, необходимо отсоединить провод от клеммы «Д» прибора. Если при этом стрелка останется на месте, значит, прибор действительно неисправен и его необходимо заменить. Если же стрелка уходит влево, то нужно всего лишь устранить замыкание в цепи прибор-датчик.

4. Стрелка прибора находится в крайнем правом положении. Возможная причина этого — неисправность прибора. Для определения неисправности необходимо замкнуть на массу клемму «Д» прибора и, если стрелка прибора останется на месте, заменить неисправный прибор.

5. Обрыв цепи от клеммы «Д» прибора до датчика. Определяется отсоединением провода «Ф» от клеммы датчика и замыканием его на «массу». Если при этом стрелка прибора остается на месте, то необходимо устранить обрыв цепи от клеммы «Д» прибора до датчика, если же стрелка уходит вправо, то неисправен датчик, который необходимо заменить.

Несмотря на то, что в тексте неоднократно говорилось о необходимости замены прибора или датчика в случае его неисправности, хочется еще раз особо обратить внимание потребителей на то, что ни приборы, ни датчики ремонту не подлежат. Любые попытки каким-либо образом починить их самостоятельно просто приведут к получению искаженных данных.

Указатель давления масла в дизеле

Указатель давления масла в дизеле работает в комплекте с датчиком реостатного типа, установленным в масленую магистраль дизеля (см. эл. схему).

Возможные неисправности указателя давления и методы их устранения.

1. Стрелка прибора находится в крайнем левом положении. Причиной этого может оказаться отсутствие питания на приборе. Определяется проверкой контрольной лампой наличия напряжения на клемме «Б» прибора. Если контрольная лампа показывает отсутствие напряжения, необходимо проверить и восстановить целостность цепи питания прибора, а также проверить исправность предохранителя цепи питания прибора.

2. Отсутствует «масса». Отсутствие «массы» определяется включением подсветки приборов. Если подсветки нет, контрольной лампой необходимо проверить цепь подсветки и «массы» приборов. Также необходимо проверить предохранители подсветки приборов.

3. Неисправность прибора определяется отсоединением провода от клеммы «Д» прибора. Если стрелка прибора при этом остается неподвижной, это значит, что прибор действительно неисправен и его необходимо заменить.

4. Замыкание в цепи прибор-датчик определяется специальным тестером для определения замыкания. После определения места замыкания, его необходимо устранить.

4.1. Стрелка прибора находится в крайнем правом положении. Это говорит об обрыве цепи прибор-датчик. Место обрыва цепи определяется тестером. Для устранения поломки необходимо восстановить целостность цепи.

4.2. Неисправен прибор. Определяется замыканием на «массу» клеммы «Д» прибора. Если при этом стрелка остается неподвижной, значит, прибор действительно неисправен и его необходимо заменить.

Также хочется подчеркнуть, что устранение всех обнаруженных поломок и дефектов необходимо проводить в условиях сервисного центра, где есть специалисты с соответствующей квалификацией и специальное оборудование. В противном случае, поскольку контрольно-измерительные приборы являются оборудованием очень высокой точности, существует риск увеличить уже существующие проблемы, а это, в свою очередь, приведет к более серьезным и дорогостоящим поломкам.

Источник

Комбинация приборов трактора Беларус МТЗ-82.1

Комбинация приборов включает в себя пять указателей с пятью сигнальными лампами, как показано на рисунке.

Рис.7. Комбинация приборов тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2

1 – сигнальная лампа резервного уровня топлива в баке; 2 – указатель давления воздуха в пневмосистеме; 3 – сигнальная лампа аварийного давления воздуха в пневмосистеме; 4 – указатель уровня топлива в баке; 5 – указатель напряжения; 6 – неиспользуемая сигнальная лампа; 7 – сигнальная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости двигателя; 8 – указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя; 9 – сигнальная лампа аварийного давления масла в системе смазывания двигателя; 10 – указатель давления масла в системе смазывания двигателя.

Шкала указателя давления воздуха в пневмосистеме 2 имеет три зоны:

— рабочая – от 500 до 800 кПа (зеленого цвета);
— аварийные (две) — от 0 до 500 кПа и от 800 до 1000 кПа (красного цвета).

В шкалу указателя встроена сигнальная лампа 3 (красного цвета), которая загорается при понижении давлении в пневмосистеме менее 500 кПа.

Указатель напряжения 5 показывает напряжение аккумуляторных батарей при неработающем двигателе Беларус МТЗ-82-1, 80-1, когда ключ выключателя стартера и приборов находится в положении «I». При работающем двигателе указатель напряжения показывает напряжение в бортовой сети, которое задает генератор.

Шкала указателя уровня топлива в баке 4 имеет деления «0–1/4–1/2–3/4–1» (вариант 1), либо «0–0,5–1» (вариант 2). В шкалу указателя встроена сигнальная лампа 1 (оранжевого цвета), которая загорается при снижении уровня топлива в баке до 1/8 от общего объема бака.

Шкала указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя имеет три зоны:

— рабочая – от 80 до 105 °С (зеленого цвета);
— информационная – от 40 до 80 °С (желтого цвета);
— аварийная – от 105 до 120 °С (красного цвета).

В шкалу указателя встроена сигнальная лампа аварийной температуры (красного цвета) 7, которая загорается при значениях температуры охлаждающей жидкости от 105 °С и выше.

Шкала указателя давления масла в системе смазывания двигателя 10 имеет три зоны:

— рабочая – от 100 до 500 кПа (зеленого цвета);
— аварийные (две) – 0 до 100 кПа и от 500 до 600 кПа (красного цвета).

В шкалу указателя встроена сигнальная лампа аварийного падения давления масла 9 (красного цвета), которая загорается при понижении давления менее 100 кПа.

В щитке приборов тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1 установлены два блока контрольных ламп. Каждый БКЛ включает в себя шесть контрольных ламп и одну кнопку для проверки работоспособности контрольных ламп.

Рис.8. Блоки контрольных ламп

1, 14 – кнопка для проверки работоспособности контрольных ламп; 2 – контрольная лампа максимальной засоренности фильтра воздухоочистителя (оранжевого цвета); 3, 4, 7, 9, 10 – неиспользуемые контрольные лампы, 5 – контрольная лампа-индикатор работы свечей накаливания (оранжевого цвета); 6 — контрольная лампа аварийного падения давления масла в системе ГОРУ (красного цвета); 8 – контрольная лампа-индикатор включения дальнего света дорожных фар; 11 – контрольная лампа-индикатор включения указателей поворотов трактора; 12 – контрольная лампа-индикатор включения указателей поворотов прицепа трактора; 13 – контрольная лампа-сигнализатор включения стояночного тормоза.

Принцип работы контрольных ламп БКЛ следующий:

— при нажатии на кнопку 1 все лампы левого БКЛ должны гореть. При нажатии на кнопку 14 все лампы правого БКЛ должны гореть. Если одна из шести используемых контрольных ламп (2, 5, 6, 8, 11, 12 или 13) не горит – необходимо установить исправную лампу или заменить блок контрольных ламп (если установлены светодиоды);

— контрольная лампа максимальной засоренности фильтра воздухоочистителя 2 загорается, когда превышен максимально допустимый уровень засоренности фильтра и необходима его очистка либо замена;

— контрольная лампа-индикатор работы свечей накаливания отображает работу свечей накаливания;

— контрольная лампа-индикатор включения дальнего света дорожных фар 8 загорается при включении дальнего света дорожных фар;

— индикаторы включения указателей поворотов трактора и прицепа трактора 11 и 12 работают в мигающем режиме при включении подрулевым многофункциональным переключателем 1 сигнала правого или левого поворота, или при включении выключателя аварийной сигнализации 2;

— контрольная лампа-сигнализатор включения стояночного тормоза 13 работает в мигающем режиме с частотой 1 Гц при срабатывании датчика включения стояночного тормоза;

— контрольная лампа 6 аварийного падения давления масла в гидросистеме ГОРУ загорается при падении давления масла в гидросистеме ГОРУ ниже 0,08 МПа (допускается периодическое загорание лампы 6 при минимальных оборотах двигателя – при повышении оборотов двигателя лампа 6 должна погаснуть). При установке ГУРа взамен ГОРУ контрольная лампа 6 не используется.

Рис.9. Тахоспидометр АР70.3813

1 – шкала оборотов двигателя, мин-1; 2 – сигнализатор повышенного напряжения в бортовой сети трактора (красного цвета); 3 – указатель оборотов заднего ВОМ в режиме 1000 мин-1 (световой индикатор); 4 – указатель оборотов заднего ВОМ в режиме 540 мин-1 (световой индикатор); 5 – дисплей индикации оборотов заднего ВОМ; 6 – дисплей (ЖКИ) индикации суммарного времени работы двигателя и скорости движения трактора; 7– стрелочный указатель оборотов коленчатого вала двигателя.

Порядок работы тахоспидометра АР70.3813

На остановленном тракторе Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 после установки выключателя стартера и приборов в положение «I» на дисплее 6 появляется индикация наработки двигателя в часах (h).

После запуска двигателя стрелочный указатель 7 перемещается по круговой шкале 1 для индикации частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Одновременно на дисплее 5 появляется индикация расчетной частоты вращения заднего ВОМ (мин-1) – на шкале 3 для заднего ВОМ в режиме 1000 мин-1 и на шкале 4 для заднего ВОМ в режиме 540 мин-1. Частота вращения заднего ВОМ рассчитывается по сигналу фазной обмотки генератора.

При движении трактора на дисплее 6 появляется индикация расчётной скорости движения трактора (км/ч), при этом индикация времени наработки двигателя исчезает.

Показания скорости осуществляются по сигналу с датчика, установленного на шестерне конечной передачи колеса, вращающегося с меньшей частотой. Расчетная скорость несколько выше действительной, т.к. не учитывается буксование трактора.

Если, во время движения трактора, на дисплее 6 вместо показаний скорости появляются цифры «02-07», а через 12±1 секунд цифра «0» с правой стороны дисплея 6 – это значит, что нет сигнала от правого датчика скорости. Необходимо устранить неисправность.

Если, во время движения трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, на дисплее 6 вместо показаний скорости появляются цифры «02-07», а через 12±1 секунд цифра «0» с левой стороны дисплея 6– это значит, что нет сигнала от левого датчика скорости.

Необходимо устранить неисправность. Показания скорости на дисплее 6 при этом отсутствуют. Для восстановления показаний скорости необходимо устранить вышеуказанные неисправности.

Сигнализатор 2 повышенного напряжения бортовой сети трактора загорается при напряжении питания бортовой сети свыше 18В и гаснет при снижении напряжения питания менее 16 В. Во время свечения сигнализатора 2 тахоспидометр не функционирует.

При повышении напряжения в бортсети трактора свыше 18В возможен выход из строя ламп подсветки тахоспидометра, если они были включены. В этом случае необходимо заменить лампы подсветки тахоспидометра.

Индикатор комбинированный КД 8083

Рис.10. Индикатор комбинированный КД 8083

1 – сигнализатор повышенного напряжения в бортовой сети трактора (красного цвета); 2 – указатель оборотов двигателя (стрелочный индикатор); 3 – указатель оборотов заднего ВОМ в режиме 1000 мин-1 (световой индикатор); 4 – указатель оборотов заднего ВОМ в режиме 540 мин-1 (световой индикатор); 5 – дисплей индикации оборотов заднего ВОМ; 6 – светодиоды, засвечиваемые в режиме отображения скорости движения «km/h» и суммарного времени работы двигателя «h» (напротив соответствующего светодиода); 7 – светодиоды, засвечиваемые в режиме программирования коэффициентов «К», «R», «Z» и светодиод «Т», засвечиваемый в режиме указания уточненного суммарного времени работы двигателя (напротив
соответствующего светодиода); 8 – дисплей (ЖКИ) индикации суммарного времени работы двигателя и скорости движения трактора.

Порядок работы индикатора комбинированного КД 8083

На остановленном тракторе Беларус МТЗ-82-1, 80-1 после установки выключателя стартера и приборов в положение «I» на дисплее 8 появляется индикация наработки двигателя в часах (h) и загорается светодиод 6, расположенный рядом с символом «h».

После запуска двигателя указатель оборотов двигателя 2 отображает частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Одновременно на дисплее 5 появляется индикация расчетной частоты вращения заднего ВОМ (мин-1) – на шкале 3 для заднего ВОМ в режиме 1000 мин-1 и на шкале 4 для заднего ВОМ в режиме 540 мин-1. Частота вращения заднего ВОМ рассчитывается по сигналу фазной обмотки генератора.

При движении трактора на дисплее 8 появляется индикация расчётной скорости движения трактора (км/ч) и загорается светодиод 6, расположенный рядом с символом «km/h». При этом индикация времени наработки двигателя исчезает.

Показания скорости осуществляются по сигналу с датчика, установленного на шестерне конечной передачи колеса, вращающегося с меньшей частотой.
Расчетная скорость несколько выше действительной, т.к. не учитывается буксование трактора.

Если через 12±1 секунд после начала движения, либо во время движения, с правой стороны дисплея 8 выводится символ «прямоугольник» – это значит, что нет сигнала от правого датчика скорости.

Если через 12±1 секунд после начала движения, либо во время движения, с левой стороны дисплея 8 выводится символ – это значит, что нет сигнала от левого датчика скорости.

Необходимо устранить неисправность. Показания скорости на дисплее 8 при этом отсутствуют. Для восстановления показаний скорости необходимо устранить вышеуказанные неисправности.

Сигнализатор 1 повышенного напряжения в бортовой сети трактора загорается при повышении напряжения свыше 18В и гаснет при снижении напряжения питания менее 16В. Во время свечения сигнализатора 1 ИК не функционирует.

При повышении напряжения в бортсети трактора свыше 18В возможен выход из строя ламп подсветки ИК, если они были включены. В этом случае необходимо заменить лампы подсветки ИК.

Регулировки, техническое обслуживание и ремонт тракторов

Источник

Читайте также:  Распиновка панели приборов ауди а6 с5 1998 года
Оцените статью
Электроника