Как называются осветительные приборы в театре

Освещение сцены: профессиональный подход к выбору оборудованию.

Сценическое освещение — это приём, позволяющий дополнить реальность действия, визуальные образы актеров акцентами. Пространство действия и слушателей взаимодействует между собой на протяжении всего концерта. В данном случае освещение на сцене создает необходимую атмосферу, управляет вниманием зрителей, а также подчеркивает мимику, жесты, даже звуки.

Освещение сцены требует профессиональных знаний, грамотного подхода к выбору оборудования, его размещению по залу, вдоль сцены. Свет во время театральной пьесы, выступления хора или танцевального коллектива отличается интенсивностью, направленностью. В нашей статье мы постараемся показать интересные аспекты сценического освещения.

Назначение сценической подсветки

Сценическое освещение очень мощное, это искусственный свет, который играет ведущую роль не только в театре, доме культуры, но и на сцене школьного актового зала. Все параметры реализуются с помощью светильников, прожекторов и софитов. Главным фактором качества освещения считается угол направленного потока света. Для процесса сценического освещения важны некоторые правила:

  • освещение – это часть действия, которая подчеркивает ключевые события выступления, управляет вниманием людей, сидящих в зале;
  • схема размещения светового оборудования зависит от направления конкретного мероприятия и тщательно планируется заранее;
  • количество оборудования выбирают согласно, поставленной задачи и размеров конкретной сцены. Для значительных площадок монтируется многоуровневые конструкции подсветки;
  • для мероприятия режиссер и сценограф разрабатывают влияние света на действие; заранее отрабатывают несколько вариантов;

Важно: Выступление эстрадного певца или танцевального коллектива отличается коренным образом, в том числе светом.

Варианты освещения

Всё освещение сцены подразделяется по виду, расположению и мощности ламп, а также количество зависит от габаритов концертного зала. Рассмотрим подробнее существующие варианты.

  • статическое – используют во время концертов, театральных постановок, для полноценного восприятия действия. Данный вид подчеркивает отдельные части сцены, актерскую игру, образы, созданные с помощью костюма и грима, а также декорации.
  • динамическое – используют как элемент шоу, подходит для веселых конкурсов или для яркого оформления перерывов между номерами. Внимание зрителей переключается, согласно сценарию мероприятия.
  • фоновое – это прожекторы, которые используются для заливки пространства, чтобы отсутствовали тени.
  • декоративное – это световые экраны для сцены, использование лазерных цветных светильников. Цвета на сцене двигаются в такт музыке, с помощью оборудования.
  • спецэффекты создаются специальным стробоскопом, который предназначен создавать световые эффекты, переходы цвета, подвижные рисунки, лазеры и зеркальные системы.

Важно: Приборы для создания креативных эффектов предназначены только для того, чтобы создавать цветные шоу, а выступающих не освещают.

Световая аппаратура, многообразна и важно, выбирать правильный вариант подсветки, когда основных углов падения луча будет несколько. Разработано нескольких видов монтажа, а каждый из них требует конкретного оборудования.

Читайте также:  Чем обезжирить панель приборов чтоб приклеить двухсторонний скотч

  • верхнее — представляет собой прожекторы или софиты, установленные в несколько рядов над пространством сцены. Разделяются условно на первый, второй, третий план;
  • боковое – это оборудование, устанавливается по бокам от кулисы на портальные галереи.
  • выносное − освещение по краю сцены бывает расположено по переднему периметру сцены, а также на осветительных балконах.
  • горизонтное – это специализированный задник полукруглой формы, подчеркивает «видимый горизонт» из портера.
  • специальное – театральное освещение, имитирует источники натурального огня, например костёр или свечи, изготавливают к спектаклю.

Важно: Монтаж светового оборудования для театральной постановки или симфонического концерта выполняют в соответствии с проектом сценографа, соблюдая все правила техники безопасности.

Освещение одним источником света

Самый сложный для творческой реализации вариант освещенности представлен одним источником. Подходит для выступления солиста или чтеца. Реализовать задачу можно при расположении светильников на большом расстоянии от сцены. Следует правильно выбрать мощность прибора, чтобы исполнители на сцене были в комфортном луче света.

Поток из одного софита не используют для перемещения света или акцентирования на определенных участках. Такой вид подсветки подходит для оборудования актового зала учебного заведения. Следует помнить, что от размера светильника зависит яркость тени. Маленький прожектор даёт самую контрастную тень.

Важно: Некоторые цвета на сцене под воздействием искусственного света меняют оттенок, поэтому необходимо проводить репетицию в сценических костюмах.

Освещение несколькими источниками света

Как правило, на мероприятии используют сразу несколько источников света одновременно. При правильно поставленной задаче и наличии оборудовании легко решается на концертах. Оборудование устанавливают, так чтобы охватить несколько планов, каждый из которых требует наличия разных систем прожекторов. Использование нескольких типов светильников позволяет работать в пределах схемы действия на сцене.

Подвижность, мобильность современных приборов, дистанционное управление, разнообразие ламп, позволяет воплотить идею сценографа, а каждое мероприятие сделать уникальным для зрителя конкретного жанра. Для этого стоит использовать одновременно много светильников, смело комбинировать осветительные модули, использовать направление потока света в пространстве.

Всё пространство сцены делят на части — участки, за каждым из которых закрепляется оборудование и регулируется освещение в соответствии со сценарием. Задний план освещают дополнительно, если требуется создать объём и глубину на сцене.

Для того, чтобы грамотно организовать освещение сцены, необходимо учитывать план реализации проекта, действовать согласно замыслу сценографа, а также наших рекомендаций. Подобрать осветительные приборы и расположить оборудование, таким образом, чтобы мероприятие получилось качественным и незабываемым важно для имиджа организации.

Источник

Театральное освещение — термины

Театр — как явление — представляет собой единение разнообразных технологий и искусства. Театр создают не только драматургия и игра актёров, но и декорации, звуковое оформление, театральная техника, художественное оформление зрительного зала, фойе, здания и, конечно же — неповторимый театральный свет.

Мы начинаем цикл статей по этой необъятной тематике и постараемся дать ответы на самые сложные вопросы.

Итак, немного театральных терминов для введения в тему.

Основные термины осветительного оборудования театральной сцены:

Аппаратура бокового освещения

Аппаратура бокового освещения — в театре — осветительные приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осветительских галереях и пр.

Аппаратура верхнего освещения

Аппаратура верхнего освещения — в театре — осветительные приборы, подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее планам.

Аппаратура выносного освещения

Аппаратура выносного освещения — в театре — рампа, а также прожекторы, установленные вне сцены, в различных частях зрительного зала.

Аппаратура горизонтного освещения

Аппаратура горизонтного освещения — в театре — осветительные приборы, служащие для освещения театральных горизонтов.

Выносной софит

Выносной софит — группа осветительных приборов, расположенных в один или два рядя в зрительном зале сверху перед порталом сцены.

Осветительный прибор

Светильник
Luminary
Осветительный прибор — устройство, содержащее элементы, необходимые для крепления, подключения и защиты ламп.

Переносная осветительная аппаратура

Переносная осветительная аппаратура — в театре — осветительные приборы, устанавливаемые для каждого действия спектакля.

Пистолет — осветительный прибор проекционного типа, предназначенный для высвечивания узким и сильным световым пучком отдельных актеров и части декораций.

фр.Rampe
От фр.Ramper — спускаться отлого
Рампа — в театре — система осветительных приборов рассеянного света:
— установленная на планшете по переднему краю авансцены;
— предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу;
— скрытая от зрителей низким бортиком (рампой ).

Световая проекция

Световая проекция — метод светового оформления спектакля, с помощью которого создаются:
— динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр.; и
— статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).

Световые сценические эффекты

Световые сценические эффекты — сценические эффекты:
— имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или
— создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции.

Светорегулирующая установка

Светорегулирующая установка — система централизованного управления осветительным оборудованием театральной сцены, позволяющая включать, выключать и изменять световой поток в отдельных осветительных устройствах, аппаратах и отдельных цветах установленных светофильтров. Регулирование светового потока происходит за счет изменения силы тока или напряжения в цепях электропитания осветительных устройств.

Софит — театральная осветительная аппаратура, подвешенная под мостиками верхней сцены и предназначенная для освещения сцены сверху и спереди. Софиты подвешиваются параллельно порталу на границах между планами сцены.

Театральный прожектор

Театральный прожектор — осветительный прибор с узким углом рассеяния света, служащий для освещения отдельных участков сцены и действующих лиц.

Художник по свету

Художник по свету — театральный художник, разрабатывающий совместно с художником-постановщиком стилистику художественного светового оформления спектакля.
Художник по свету:
— составляет светомонтировку спектакля;
— разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и документацию.

Электроосветительский цех

Электроосветительский цех — театральный цех, ведающий:
— осветительной аппаратурой; и
— электробутафорией: люстрами, настольными лампами, подсвечниками и т.д.

Шаг светильников

Шаг светильников — расстояние между светильниками или их комплексами в одном ряду по линии их расположения вдоль улицы.

Шандал — большой подсвечник.

Оптический отражатель

Оптический отражатель — устройство, отражающее световой поток, излучаемый источником света, с целью изменения его пространственного распределения.

фр.Girandole
Жирандоль — настенный фигурный многорожковый подсвечник, в котором рожки размещаются по кругу.

Источник

Светотехническое оборудование сцены профессиональных театров

Свет одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля. Световая аппаратура в театре сегодня чрезвычайно сложна и многообразна. Насчитывается несколько основных видов сценического освещения:

Верхний свет — осветительные приборы (прожекторы и софиты) подвешиваются над игровой частью сцены в несколько рядов (первый план, второй план и т.д.)

Боковой свет — прожекторы, установленные на портальных кулисах и боковых осветительских галереях.

Выносной свет — прожекторы, устанавливаемые вне сцены, в различных частях зала, в том числе — на специальных осветительских балконах. К выносному свету относится и т.н. рампа (франц. rampe, от ramper — отлогий спуск) — световая аппаратура, установленная на полу сцены по её переднему краю и спрятанная за бортиком просцениума. Служит для освещения сцены спереди и снизу.

Горизонтный свет — аппаратура, предназначенная для освещения т.н. горизонта – специальной декорации в форме плоской задней завесы (полукруглой или купольной).

Специальный свет — локальные источники света, вмонтированные в декорацию (канделябры, свечи, костры, фонари, факелы и т.п.), и изготовленные в соответствии с замыслом художника-сценографа.

При необходимости на сцене или в сценических люках устанавливается дополнительная световая аппаратура для создания специальных эффектов (локальная подсветка; освещение контражуром; световой занавес; стробоскоп. В процессе подготовки спектакля непременно проводятся световые репетиции, во время которых режиссёр, совместно с художником-постановщиком и светорежиссёром, устанавливают освещение для каждой сцены. Таким образом составляется подробная световая партитура спектакля, определяющая порядок и комплектацию включения конкретных осветительных приборов; реплики (текстовые, пластические, музыкальные, монтировочные и т.п.), являющиеся сигналом для световой перемены; регулирование световых потоков; цвета светофильтров; интенсивность напряжения и т.д. и т.п. Осветители, отвечающие за проведение спектакля, обязаны в точности соблюдать установленную партитуру.

В современном театре возможности света поистине безграничны, ему подвластно создание самых разнообразных эффектов. Иногда именно свет становится главным компонентом художественного оформления спектакля. Таким образом, осветители являются полноправными участниками всей постановочной группы спектакля, наряду с представителями остальных творческих и технических профессий.

мерцающего, дискретного эффекта; и т.д.).

До развития современных технологий световым оформлением сцены управляли вручную, осветители во время спектакля находились в разных точках размещения аппаратуры. В современном театре всей световой аппаратурой управляют централизованно, с помощью компьютерных программ.

Компьютерные технологии уверенно вошли в театры и музыкально-концертные залы, завораживая удобством и интеллектом. Сегодня художник по свету может использовать компьютерные программы визуализации, моделирующие в трёхмерном пространстве постановочное освещение сцены. Принцип программы базируется на схематичной расстановке декораций в сценическом пространстве и последующем её освещении, виртуально используя все осветительные приборы, находящиеся в театре. Конечно, для каждого спектакля постановочное освещение своё, единственное и оригинальное, здесь не может идти речь о штампах. Но, тем не менее, художник по свету в театре будет иметь заранее составленные программы освещений: для собраний, презентаций, детских утренников, других мероприятий. За несколько минут свет будет выставлен, раньше это могло занимать более часа.

Вся современная система управления постановочным освещением базируется на компьютерной сети класса Ethernet, для передачи сигналов используется оптоволокновый кабель. Эта локальная сеть имеет выход в Интернет, что даёт почти безграничные возможности. Находясь в любой точке земного шара, где есть компьютер с выходом в Интернет, осветители и помощники режиссёра могут управлять постановочным освещением в режиме реального времени.

Для освещения сцены применяются светильники, прожекторы и проекционные приборы. Светильники, к числу которых относятся несколько модификаций приборов с диффузными и направленно-рассеивающими отражателями, а также осветительные приборы с зеркальными лампами, применяются только для освещения плоских экранов-задников, живописных декораций и занавесов. Все остальные задачи сценического освещения решаются с применением приборов прожекторного типа.

Выносной софитный подъём в зрительном зале

Проекционные приборы используются, помимо своего прямого назначения (создания статического проекционного изображения на экране или заднике), для различного рода сценических эффектов, в том числе динамических.

Все приборы для освещения сцены позволяют устанавливать перед выходным отверстием рамку для светофильтров и защитную металлическую сетку, для чего предусмотрены соответствующие пазы. В сценической осветительной практике широко распространены приборы прожекторного типа: однолинзовые, со сферическим отражателем, параболическим отражателем и усложнённой оптической системой.

Прожекторы, используемые в театре, имеют устройство для регулирования угла рассеивания светового потока. В однолинзовых прожекторах со сферическими отражателями это достигается с помощью фокусирующего устройства, а в приборах с усложнённой оптикой — с помощью различного рода диафрагм, профилирующих шторок-лекал и объективов с переменным фокусным расстоянием. В однолинзовых прожекторах фокусировка осуществляется за счёт плавного перемещения каретки с источником света по направлению к оптическому элементу, что приводит к увеличению угла охвата и КПД прибора при одновременном снижении силы света. Для однолинзовых прожекторов такая фокусировка позволяет изменять угол рассеивания в пределах 5 — 45 градусов. Для прожекторов с параболоидным отражателем этот диапазон небольшой — в пределах 5 — 10 градусов. В приборах с усложнённой оптической системой используется схема с эллипсоидным отражателем. В плоскости кадрового окна устанавливается ирисовая диафрагма и профилирующие шторки-лекала, позволяющие изменить угол рассеивания светового потока. Применение системы линз позволяет изменять угол рассеивания с одновременным изменением освещённости.

Для возможности управления прибором, установленным в недоступном во время проведения спектакля месте, предусмотрены модификации прожекторов с дистанционным управлением. Прожекторы снабжены электроприводами, позволяющими дистанционно наклонять и поворачивать их вокруг вертикальной и горизонтальной оси. Предусмотрено не

Дистанционно управляемый прожектор

Скроллер — устройство смены фильтров

только дистанционное управление поворотом прожектора в двух направлениях, но и фокусировка источника света, то есть изменение ширины светового потока. Дистанционная смена светофильтров в этом случае может осуществляться с помощью устройства смены светофильтров — скроллера.

Освещение сцены также осуществляется с помощью приборов стационарного и переносного освещения. Стационарные приборы размещаются на специальных металлических фермах или

конструкциях, неподвижных или имеющих возможность перемещаться в пределах, допустимых механикой оборудования сцены. Переносные приборы устанавливаются на переносных штативах или монтируются на конкретную декорацию. Они служат для освещения данного представления и размещаются на сцене только для его проведения. Стационарное сценическое освещение осуществляется с помощью групп осветительных приборов, размещённых на сцене и за её пределами. В зависимости от того, где они размещены, осветительные приборы подразделяются на верхнее, боковое и выносное освещение сцены.

Верхнее освещение

Создаётся осветительными приборами (прожекторами и софитами), установленными на софитных металлических фермах. Фермы подвешиваются над игровой частью сцены в несколько рядов (первый план, второй план и т.д.). Фермы перемещаются в вертикальной плоскости с помощью электрических лебёдок. Основное назначение верхнего освещения — создание необходимого уровня освещённости на живописных задниках и декорациях (включая и цилиндрическую поверхность заднего фона — горизонта), а также на объёмных и плоскостных декорациях, размещённых по всей глубине сцены (кроме первого плана и авансцены). Этими приборами создаётся равномерная освещённость повертикали и горизонтали в пределах плоскости освещаемого занавеса или горизонта.

Поскольку расстояние от софитного подъёма до освещаемого занавеса в 3 — 4 раза меньше высоты занавеса, то создание равномерной по вертикали освещённости возможно лишь с помощью приборов, концентрирующих световой поток в направлении нижней части занавеса, то есть приборов с асимметричным отражателем (светильников). Чтобы создать возможность цветного освещения, приборы на софитах снабжаются стеклянными или плёночными светофильтрами, позволяющими, благодаря оптическому смешению, получить широкую гамму цветовых оттенков. Для оптического смешения цветов нужно, чтобы приборы со светофильтрами одного цвета создавали равномерную освещённость по горизонтали. Регулирование освещения происходит за счёт изменения светового потока у групп приборов с одинаковыми светофильтрами.

На софитных фермах, представляющих собой сварные конструкции из водо-газопроводных труб и угловой стали, начиная с первого плана, монтируются светильники с симметричным и асимметричным отражателем.

Эти светильники крепятся с помощью хомутов к продольным трубам фермы. Для сцены с небольшим, рассчитанным, например, на 600 зрителей, залом, применяют, как правило, однорядное расположение светильников. Для больших сцен применяется двух- или трёхрядное расположение осветительных приборов.

Схема софитного подъёма прямого противовесного с электроприводом, трёхярусного

1 — блок диаметр 300 мм одноручьевой 2шт.

2 — блок диаметр 300 мм двухручьевой 2шт.

3 — блок диаметр 300 мм трёхручьевой 2 шт.

4 — блок диаметр 300 мм четырёхручьевой 2 шт.

5 — блок диаметр 300 мм угловой усиленный 4 шт.

8 — канат стальной сечение 6,2 мм 300 метр.

9 — канат стальной сечение 8,3 мм 100 метр.

11 — талреп театральный 10 шт.

12 — хомут штанкетный 8 шт.

13 — дуга софитная трёхярусная 13 шт.

16 — корзина для кабеля 1 шт.

17 — зажим для каната 54 шт.

18 — лебёдка электрическая подъёма с опорой ЛЭПО-600-0,26-17- ППО-51 1 шт.

19 шкаф управления лебёдкой с плавным пуском/остановкой 1 шт.

Источник

Оцените статью
Электроника