Как называется прибор в самолете который показывает горизонт

Авиагоризонт

Авиагоризонт (АГ, англ. Attitude Indicator) — гироскопический прибор для измерения и индикации экипажу углов крена и тангажа, соответствующих пространственному положению ЛА относительно горизонтальной плоскости.

Различают автономные и дистанционные авиагоризонты.

  • В автономном авиагоризонте гироскопический датчик вертикали и индикатор горизонта выполнены единым агрегатом.
  • В дистанционном АГ гироскопический датчик вертикали (гировертикаль) и индикатор горизонта выполнены в виде отдельных агрегатов. При этом один датчик может обслуживать несколько индикаторов. Применение дистанционного авиагоризонта позволяет расположить датчик вертикали максимально близко к центру тяжести летательного аппарата, что позволяет уменьшить погрешности прибора.

По принципу индикации крена различают авиагоризонты «вид с земли на воздушное судно (ВсЗ)» и «вид с воздушного судна на землю (ВсВС)». Авиагоризонты ВсЗ и ВсВС отличаются подвижностью основных элементов лицевой части силуэта ВС и изображения неба-земли и разделяющей их линии искусственного горизонта:

  • В авиагоризонте ВсЗ подвижным относительно пилота, находящегося на своём рабочем месте в кабине ВС, является силуэт ВС.
  • В авиагоризонте ВсВС подвижным относительно пилота, является изображение неба-земли и линия искусственного горизонта.

Вид индикации — «вид с земли на воздушное судно (ВсЗ)».

Конструктивное исполнение — автономный.

Авиагоризонт АГК-47Б (АГК-47ВК) — комбинированный и состоит из трёх приборов в одном корпусе: гироскопического авиагоризонта,гироскопического указателя поворота и указателя скольжения.

В модификации АГК-47ВК усилена конструкция указателя поворота и расширен диапазон измерения угловой скорости поворота ЛА вместо 4 град/c в АГК-47Б до 18 град/c. Конструкция гироскопического горизонта и указателя скольжения остались прежними.

Читайте также:  Метро исход пропал прибор ночного видения

Устанавливался на вертолётах Ми-2,Ка-26,Ми-4, Ми-6, Ми-10 и самолётах Ан-2, Ил-14, Ли-2.

Вид индикации — «вид с земли на воздушное судно (ВсЗ)».

Конструктивное исполнение — автономный. Ввиду отсутствия дополнительной следящей рамы, рабочий диапазон углов тангажа ограничен углами 80 градусов.

Авиагоризонт АГБ-3К-модификация авиагоризонта АГБ-3, которая отличается наличием встроенной арматуры красного подсвета для освещения лицевой части прибора и окраской элементов индикации.

Установлен на самолётах Як-40,Ил-62, вертолёте Ми-8 и др.

Вид индикации — «вид с земли на воздушное судно (ВсЗ)».

Конструктивное исполнение — дистанционный. Комплект авиагоризонта состоит из центральной гировертикали (агр. 458) и индикаторов горизонта (с одной гировертикали может быть запитано до трёх индикаторов).

В полёте с таким авиагоризонтом не возникает затруднений даже у начинающего пилота.

Установлен на самолётах Л-29, Л-39, Як-18Т, Ан-12, Ил-18, Ту-134 и многих других.

На больших угловых скоростях (4. 6 рад/с) не использовался.

Вид индикации — «вид с земли на воздушное судно (ВсЗ)».

Конструктивное исполнение — автономный.

Устанавливается на самолётах Як-52М, Як-152, Як-130, вертолёте Ми-34.

Вид индикации — «вид с воздушного судна на землю (ВсВС)».

Конструктивное исполнение — автономный.

Устанавлен на самолётах Аккорд -201, СМ-94,а также на вертолёте Ка-226

Вид индикации — по крену «вид с воздушного судна на землю (ВсВС)», и перевёрнутый по тангажу.

Конструктивное исполнение — автономный.

Для освоения лётчиком требует дополнительной наземной подготовки, поскольку перевёрнутая индикация тангажа в сочетании с обратной индикацией по крену затрудняет распознавание пространственного положения самолёта.

Устанавливался на самолётах МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-7, Ту-124, Як-18А, Як-50 и др.

В настоящее время установлен на самолётах Як-52 и Ан-28, а также используется в качестве резервного на отдельных экземплярах самолёта Як-18Т (устанавливается вместо ЭУП-53).

В 1957 г. в ЛИИ была проведена работа по оценке поведения авиагоризонта АГИ-1 в режиме штопора, а в 1960 г. — лётные исследования режимов сваливания и штопора в приборном полёте.

Вид индикации — «вид с воздушного судна на землю (ВсВС)».

Конструктивное исполнение — автономный.

Устанавливался на самолёте Ту-144.

Перед установкой на самолет, прибор был проверен в ЛИИ на летающей лаборатории на базе самолёта Е-6У (МиГ-21У), в том числе при выполнении фигур сложного пилотажа и штопора.

Вид индикации — «вид с воздушного судна на землю (ВсВС)».

Конструктивное исполнение — автономный.

Устанавлен на экземпляре самолёта Як-18Т 36 серии, выставленного на МАКС 2007

Гировертикаль

Гировертикаль — датчик пространственного положения, выдающий углы крена и тангажа как для индикации на дистанционном авиагоризонте, так и для работы других систем — автопилота, РЛС и других. На отечественных ВС в основном устанавливаются гировертикали отечественного выпуска серий ЦГВ (центральная гировертикаль) или МГВ (малогабаритная гировертикаль). Зачастую (например, на Ан-72/Ан-74/Ан-148) МГВ устанавливается возле центра масс самолёта (в районе центроплана), но, например, на Ту-154 все три МГВ установлены на одной раме в первом техотсеке (в носу).

Выключатель коррекции

Выключатель коррекции (ВК) предназначен для отключения коррекции гировертикали при эволюциях самолёта (разворотах или продольных ускорениях), когда вектор силы тяжести не вертикален.

Источник

АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ

АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ, приборное оборудование, помогающее летчику вести самолет. В зависимости от назначения авиационные бортовые приборы делятся на пилотажно-навигационные, приборы контроля работы авиадвигателей и сигнализационные устройства. Навигационные системы и автоматы освобождают пилота от необходимости непрерывно следить за показаниями приборов. В группу пилотажно-навигационных приборов входят указатели скорости, высотомеры, вариометры, авиагоризонты, компасы и указатели положений самолета. К приборам, контролирующим работу авиадвигателей, относятся тахометры, манометры, термометры, топливомеры и т.п.

В современных бортовых приборах все больше информации выносится на общий индикатор. Комбинированный (многофункциональный) индикатор дает возможность пилоту одним взглядом охватывать все объединенные в нем индикаторы. Успехи электроники и компьютерной техники позволили достичь большей интеграции в конструкции приборной доски кабины экипажа и в авиационной электронике. Полностью интегрированные цифровые системы управления полетом и ЭЛТ-индикаторы дают пилоту лучшее представление о пространственном положении и местоположении самолета, чем это было возможно ранее.

Новый тип комбинированной индикации – проекционный – дает пилоту возможность проецировать показания приборов на лобовое стекло самолета, тем самым совмещая их с панорамой внешнего вида. Такая система индикации применяется не только на военных, но и на некоторых гражданских самолетах.

ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ

Совокупность пилотажно-навигационных приборов дает характеристику состояния самолета и необходимых воздействий на управляющие органы. К таким приборам относятся указатели высоты, горизонтального положения, воздушной скорости, вертикальной скорости и высотомер. Для большей простоты пользования приборы сгруппированы Т-образно. Ниже мы кратко остановимся на каждом из основных приборов.

Указатель пространственного положения.

Указатель пространственного положения представляет собой гироскопический прибор, который дает пилоту картину внешнего мира в качестве опорной системы координат. На указателе пространственного положения имеется линия искусственного горизонта. Символ самолета меняет положение относительно этой линии в зависимости от того, как сам самолет меняет положение относительно реального горизонта. В командном авиагоризонте обычный указатель пространственного положения объединен с командно-пилотажным прибором. Командный авиагоризонт показывает пространственное положение самолета, углы тангажа и крена, путевую скорость, отклонение скорости (истинной от «опорной» воздушной, которая задается вручную или вычисляется компьютером управления полетом) и представляет некоторую навигационную информацию. В современных самолетах командный авиагоризонт является частью системы пилотажно-навигационных приборов, которая состоит из двух пар цветных электронно-лучевых трубок – по две ЭЛТ для каждого пилота. Одна ЭЛТ представляет собой командный авиагоризонт, а другая – плановый навигационный прибор (см. ниже). На экраны ЭЛТ выводится информация о пространственном положении и местоположении самолета во всех фазах полета.

Плановый навигационный прибор.

Плановый навигационный прибор (ПНП) показывает курс, отклонение от заданного курса, пеленг радионавигационной станции и расстояние до этой станции. ПНП представляет собой комбинированный индикатор, в котором объединены функции четырех индикаторов – курсоуказателя, радиомагнитного индикатора, индикаторов пеленга и дальности. Электронный ПНП с встроенным индикатором карты дает цветное изображение карты с индикацией истинного местоположения самолета относительно аэропортов и наземных радионавигационных средств. Индикация направления полета, вычисления поворота и желательного пути полета предоставляют возможность судить о соотношении между истинным местоположением самолета и желаемым. Это позволяет пилоту быстро и точно корректировать путь полета. Пилот может также выводить на карту данные о преобладающих погодных условиях.

Указатель воздушной скорости.

При движении самолета в атмосфере встречный поток воздуха создает скоростной напор в трубке Пито, закрепленной на фюзеляже или на крыле. Воздушная скорость измеряется путем сравнения скоростного (динамического) напора со статическим давлением. Под действием разности динамического и статического давлений прогибается упругая мембрана, с которой связана стрелка, показывающая по шкале воздушную скорость в километрах в час. Указатель воздушной скорости показывает также эволютивную скорость, число Маха и максимальную эксплуатационную скорость. На центральной панели расположен резервный пневмоуказатель воздушной скорости.

Вариометр.

Вариометр необходим для поддержания постоянной скорости подъема или снижения. Как и высотомер, вариометр представляет собой, в сущности, барометр. Он указывает скорость изменения высоты, измеряя статическое давление. Имеются также электронные вариометры. Вертикальная скорость указывается в метрах в минуту.

Высотомер.

Высотомер определяет высоту над уровнем моря по зависимости атмосферного давления от высоты. Это, в сущности, барометр, проградуированный не в единицах давления, а в метрах. Данные высотомера могут представляться разными способами – с помощью стрелок, комбинаций счетчиков, барабанов и стрелок, посредством электронных приборов, получающих сигналы датчиков давления воздуха. См. также БАРОМЕТР.

На самолетах устанавливаются различные навигационные автоматы и системы, помогающие пилоту вести самолет по заданному маршруту и выполнять предпосадочное маневрирование. Некоторые такие системы полностью автономны; другие требуют радиосвязи с наземными средствами навигации.

Электронные навигационные системы.

Существует ряд различных электронных систем воздушной навигации. Всенаправленные радиомаяки – это наземные радиопередатчики с радиусом действия до 150 км. Они обычно определяют воздушные трассы, обеспечивают наведение при заходе на посадку и служат ориентирами при заходе на посадку по приборам. Направление на всенаправленный радиомаяк определяет автоматический бортовой радиопеленгатор, выходная информация которого отображается стрелкой указателя пеленга.

Основным международным средством радионавигации являются всенаправленные азимутальные радиомаяки УКВ-диапазона VOR; их радиус действия достигает 250 км. Такие радиомаяки используются для определения воздушной трассы и для предпосадочного маневрирования. Информация VOR отображается на ПНП и на индикаторах с вращающейся стрелкой.

Дальномерное оборудование (DME) определяет дальность прямой видимости в пределах около 370 км от наземного радиомаяка. Информация представляется в цифровой форме.

Для совместной работы с маяками VOR вместо ответчика DME обычно устанавливают наземное оборудование системы TACAN. Составная система VORTAC обеспечивает возможность определения азимута с помощью всенаправленного маяка VOR и дальности с помощью дальномерного канала TACAN.

Система посадки по приборам – это система радиомаяков, обеспечивающая точное наведение самолета при окончательном заходе на посадочную полосу. Курсовые посадочные радиомаяки (радиус действия около 2 км) выводят самолет на среднюю линию посадочной полосы; глиссадные радиомаяки дают радиолуч, направленный под углом около 3° к посадочной полосе. Посадочный курс и угол глиссады представляются на командном авиагоризонте и ПНП. Индексы, расположенные сбоку и внизу на командном авиагоризонте, показывают отклонения от угла глиссады и средней линии посадочной полосы. Система управления полетом представляет информацию системы посадки по приборам посредством перекрестья на командном авиагоризонте.

СВЧ-система обеспечения посадки – это точная система наведения при посадке, имеющая радиус действия не менее 37 км. Она может обеспечивать заход по ломаной траектории, по прямоугольной «коробочке» или по прямой (с курса), а также с увеличенным углом глиссады, заданным пилотом. Информация представляется так же, как и для системы посадки по приборам. См. также АЭРОПОРТ; ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ УПРАВЛЕНИЕ.

«Омега» и «Лоран» – радионавигационные системы, которые, используя сеть наземных радиомаяков, обеспечивают глобальную рабочую зону. Обе системы допускают полеты по любому маршруту, выбранному пилотом. «Лоран» применяется также при заходе на посадку без использования средств точного захода. Командный авиагоризонт, ПНП и другие приборы показывают местоположение самолета, маршрут и путевую скорость, а также курс, расстояние и расчетное время прибытия для выбранных путевых точек.

Инерциальные системы.

Инерциальная навигационная система и инерциальная система отсчета являются полностью автономными. Но обе системы могут использовать внешние средства навигации для коррекции местоположения. Первая из них определяет и регистрирует изменения направления и скорости с помощью гироскопов и акселерометров. С момента взлета самолета датчики реагируют на его движения, и их сигналы преобразуются в информацию о местоположении. Во второй вместо механических гироскопов используются кольцевые лазерные. Кольцевой лазерный гироскоп представляет собой треугольный кольцевой лазерный резонатор с лазерным лучом, разделенным на два луча, которые распространяются по замкнутой траектории в противоположных направлениях. Угловое смещение приводит к возникновению разности их частот, которая измеряется и регистрируется. (Система реагирует на изменения ускорения силы тяжести и на вращение Земли.) Навигационные данные поступают на ПНП, а данные положения в пространстве – на командный авиагоризонт. Кроме того, данные передаются на систему FMS (см. ниже). См. также ГИРОСКОП; ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ.

Система обработки и индикации пилотажных данных (FMS).

Система FMS обеспечивает непрерывное представление траектории полета. Она вычисляет воздушные скорости, высоту, точки подъема и снижения, соответствующие наиболее экономному потреблению топлива. При этом система использует планы полета, хранящиеся в ее памяти, но позволяет также пилоту изменять их и вводить новые посредством компьютерного дисплея (FMC/CDU). Система FMS вырабатывает и выводит на дисплей летные, навигационные и режимные данные; она выдает также команды для автопилота и командного пилотажного прибора. В дополнение ко всему она обеспечивает непрерывную автоматическую навигацию с момента взлета до момента приземления. Данные системы FMS представляются на ПНП, командном авиагоризонте и компьютерном дисплее FMC/CDU.

ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ

Индикаторы работы авиадвигателей сгруппированы в центре приборной доски. С их помощью пилот контролирует работу двигателей, а также (в режиме ручного управления полетом) изменяет их рабочие параметры.

Для контроля и управления гидравлической, электрической, топливной системами и системой поддержания нормальных рабочих условий необходимы многочисленные индикаторы и органы управления. Индикаторы и органы управления, размещаемые либо на панели бортинженера, либо на навесной панели, часто располагают на мнемосхеме, соответствующей расположению исполнительных органов. Индикаторы мнемосхем показывают положение шасси, закрылков и предкрылков. Может указываться также положение элеронов, стабилизаторов и интерцепторов.

СИГНАЛИЗАЦИОННЫЕ УСТРОЙСТВА

В случае нарушений в работе двигателей или систем, неправильного задания конфигурации или рабочего режима самолета вырабатываются предупредительные, уведомительные или рекомендательные сообщения для экипажа. Для этого предусмотрены визуальные, звуковые и тактильные средства сигнализации. Современные бортовые системы позволяют уменьшить число раздражающих тревожных сигналов. Приоритетность последних определяется по степени неотложности. На электронных дисплеях высвечиваются текстовые сообщения в порядке и с выделением, соответствующими степени их важности. Предупредительные сообщения требуют немедленных корректирующих действий. Уведомительные – требуют лишь немедленного ознакомления, а корректирующих действий – в последующем. Рекомендательные сообщения содержат информацию, важную для экипажа. Предупредительные и уведомительные сообщения делаются обычно и в визуальной, и в звуковой форме.

Системы предупредительной сигнализации предупреждают экипаж о нарушении нормальных условий эксплуатации самолета. Например, система предупреждения об угрозе срыва предупреждает экипаж о такой угрозе вибрацией обеих штурвальных колонок. Система предупреждения опасного сближения с землей дает речевые предупредительные сообщения. Система предупреждения о сдвиге ветра дает световой сигнал и речевое сообщение, когда на маршруте самолета встречается изменение скорости или направления ветра, способное вызвать резкое уменьшение воздушной скорости. Кроме того, на командном авиагоризонте высвечивается шкала тангажа, что позволяет пилоту быстрее определить оптимальный угол подъема для восстановления траектории.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

«Режим S» – предполагаемый канал обмена данными для службы управления воздушным движением – позволяет авиадиспетчерам передавать пилотам сообщения, выводимые на лобовое стекло самолета. Сигнализационная система предупреждения воздушных столкновений (TCAS) – это бортовая система, выдающая экипажу информацию о необходимых маневрах. Система TCAS информирует экипаж о других самолетах, появляющихся поблизости. Затем она выдает сообщение предупредительного приоритета с указанием маневров, необходимых для того, чтобы избежать столкновения.

Глобальная система местоопределения (GPS) – военная спутниковая система навигации, рабочая зона которой охватывает весь земной шар, – теперь доступна и гражданским пользователям. К концу тысячелетия системы «Лоран», «Омега», VOR/DME и VORTAC практически полностью вытеснены спутниковыми системами.

Монитор состояния (статуса) полета (FSM) – усовершенствованная комбинация существующих систем уведомления и предупреждения –помогает экипажу в нештатных летных ситуациях и при отказах систем. Монитор FSM собирает данные всех бортовых систем и выдает экипажу текстовые предписания для выполнения в аварийных ситуациях. Кроме того, он контролирует и оценивает эффективность принятых мер коррекции.

Духон Ю.И. и др. Справочник по связи и радиотехническому обеспечению полетов. М., 1979
Боднер В.А. Приборы первичной информации. М., 1981
Воробьев В.Г. Авиационные приборы и измерительные системы. М., 1981

Источник

Оцените статью
Электроника