Э236 прибор для проверки якорей схема

Б) Проверка обмоток якоря и возбуждения на приборе Э236.

Прибор Э236 (рис.12) предназначен для проверки якорей ге­нераторов постоянного тока, стартеров и электродвигателей по­стоянного тока с диаметром 25…180 мм.

Внутри корпуса установлен дроссель с разомкнутым магнитопроводом, полюсы 5 которого выведены наружу. На верхней па­нели корпуса находятся микроамперметр (индикатор 4), пере­ключатель 1 вида проверок, предохранитель 2, сигнальные лампы 3 и 6, рукоятка 7 для регулировки чувствительности прибора и кронштейны для крепления щупов 9 и 10, которые проводами соединены с электрической схемой прибора.

Щуп замыкает цепь проверки только при нажатии на рукоятку. В свободном состоянии цепь разомкнута. Щуп 10 имеет подвиж­ную и неподвижную пластины. С помощью подвижной пластины изменяется расстояние между ними, что необходимо для проверки якорей с разной шириной пластин коллектора.

Перед любым видом проверки и перед включением прибора в сеть переключатель 1 должен находиться в положении «Выкл.». Щупы 9 и 10 должны находиться в кронштейнах.

Рисунок. 12. Прибор Э236 для проверки якорей генераторов, стартеров и электро­двигателей:

1 – переключатель рода проверок; 2 – предохранитель; 3 – контрольная лампа; 4 – индикатор (микроамперметр); 5 – полюсы; 6 – лампа «Сеть»; 7 – рукоятка регулировки-чувствительности микроамперметра; 8 – вилка включения в сеть; 9,10 – щупы; 11 – приспособление для проворачивания якоря

Проверка обмоток якоря и возбуждения на обрыв. Устанавливают якорь стар­тера на полюсы 5 прибора, устанавливают на валу якоря приспособление 11, позволяющее поворачивать якорь на полюсах прибора. Щупы прижимают к двум соседним пластинам коллектора (рис. 13).

Читайте также:  Принципиальная электрическая схема прибора 43109

Переключатель 1 переводят в положение «I». Поворотом руко­ятки 7 устанавливают стрелку индикатора 4 на середину шкалы. Приспособлением 11 поворачивают якорь в полюсах 5 прибора, поочередно переводя пластины контактного устройства щупа на соседние пластины коллектора для проверки всех секций обмотки.

Если в секции имеется обрыв, то стрелка индикатора не от­клонится от нулевого деления шкалы при касании пластин кол­лектора, к которым припаяна эта секция.

Обмотку возбуждения проверяют на обрыв тестером, измеряя величину ее сопротивления.

Проверка обмотки якоря и возбуждения на замыкание с валом или сердечни­ком. Переключатель 1 устанавливают в положение «I», нажимают на рукоятку щупа 9, штырь которого упирают поочередно в пластины коллектора (рис 14).

Для проверки обмотки возбуждения штырь щупа 9 прижимают к одному из ее выводов.

Если в якоре или в обмотке возбуждения имеется замыкание обмотки с телом якоря или ярма, то загорится контрольная лампа 3.

Проверка обмотки якоря на межвитковое замыкание. Пере­ключатель 1 устанавливают в положение «I», щуп 10 прижимают к двум соседним пластинам коллектора (см. рис. 13). Поворотом рукоятки 7 устанавливают стрелку индикатора 4 на середину шкалы. Прижимая пластины контактного устройства к пластинам коллектора, с помощью приспособления 11 поворачивают якорь на несколько миллиметров в одну и другую сторону для достиже­ния максимального отклонения стрелки прибора 4. Это показа­ние запоминают.

Приспособлением 11 поворачивают якорь стартера, переводя пластины контактного устройства поочередно с одной пластины коллектора на другую (соседнюю). Таким образом проверяют все секции обмотки. Показания прибора не должны отличаться более чем на одно деление шкалы. Если при касании пластин коллектора стрелка индикатора переместится к нулевой отметке шкалы, то это говорит о том, что секция обмотки имеет короткое замыкание между витками близко к коллектору. Если показания индикатора будут ниже, то замыкание имеется между витками в центре якоря или на противоположном коллектору конце якоря.

Необходимо учитывать, что якоря стартеров имеют только 1 или 2 витка в каждой секции, а сам провод из-за большой толщи­ны имеет незначительное сопротивление, вследствие этого откло­нение стрелки индикатора зависит от места замыкания и от проч­ности контакта в месте замыкания обмотки. Поэтому показания указателя прибора могут отличаться лишь на несколько делений шкалы.

Рис. 13. Проверка обмотки якоря на обрыв 1 – приспособление для проворачи­вания якоря; 2 – полюса, 3– щуп Рис. 14. Проверка обмотки якоря на замыкание с валом

Наиболее эффективно межвитковое замыкание определяют с помощью стальной пластины. Для этого переключатель 1 уста­навливают в положение «II». Приспособлением 11 поворачивают якорь вокруг оси в полюсах 5 прибора, одновременно стальной пластиной касаясь поверхности сердечника якоря (рис. 15). При наличии короткого замыкания в какой-либо секции обмотки плас­тина будет вибрировать над пазами, в которые уложена эта секция за счет наводимого в ней внешним полем тока.

Рис. 15. Проверка обмотки якоря на витковое замыкание Рис. 16. Проверка обмотки возбуждения на замыкание с корпусом

Проверка пробуксовки храповичной муфты. Пробуксовки храповичной муфты свободного хода ЭС СТ142 происходит в результате заеда­ния ведущей полумуфты на шлицах втулки. Для устранения пробуксовки муфту нужно снять и вынуть стопорные кольца. После разборки детали муфты промывают бензином. Ведущая полумуфта должна свободно перемешаться по спиральным шлицам втулки. У собранной муфты при вращении шестерни от руки прослушивается чет­кий треск храповика. Перед сборкой детали храповичной муфты смазываются моторным маслом.

Рис. 17. Проверка муфты свободного хода:

1— приспособления для проверки муфты,

2 — динамометрическая рукоятка

Проверка тягового реле стартера. Снимают крышку тя­гового реле и проверяют состо­яние контактного диска 4 и го­ловок болтов 3 (см.рис.2).

Окисленные и подгоревшие поверхности торцов головок контактных болтов и диска (или контактной пластины) зачищают напильником или абразивными шкурками, а затем шлифуют. При сильном износе головок болтов диска (пластины) болты поворачивают на 180 0 вокруг своей оси, а диск (пластину) переворачивают другой стороной. При сборке тя­гового реле необходимо правильно устанавливать на место нако­нечник 2.

Обрыв обмоток определяют тестером или контрольной лампой путем подключе­ния проверяемой обмотки к аккумуляторной батарее. При про­верке обмоток тягового реле его отключают от электродвигателя ЭС и присоединяют к клеммам АБ (рис. 18а).

При исправной обмотке сердечник резко втягивается в реле.

Для проверки удерживающей обмотки один провод от батареи подключают к корпусу реле, а другой – к клемме вывода обмоток (см. рис. 18б). При исправной обмотке сердечник будет слабо втягиваться в реле. Витковое замыкание в обмотках тягового реле определяют измерением их сопротивления омметром.

Рис. 18. Проверка обмоток тягового

реле: а – втягивающей; 6 – удерживающей

Проверка и регулировка реле включения. Снимают крышку реле и проверяют состояние контактов и зазоры. Окисленные контакты зачищают.

Зазор между якорем и сердечником реле (0,5…0,6 мм) регулируют подгибанием ограничителя подъема якоря.

Зазор между контактами (0,4. 0,5 мм) регулируют изменением высоты стоек контактов.

Проверка величины напряжения включения реле. Для проверки величины напряжения срабатывания реле его под­ключают к источнику регулируемого напряжения с вольтметром. Контакты реле должны замыкаться при напряжении 6. 9 В. В случае срабатывания реле при напряжении ниже 6 В кронштейн крепления пружины отгибают вниз, что усиливает ее натяжение. Если контакты реле замыкаются при напряжении, бо­лее 9 В, кронштейн отгибают вверх.

Регулировку реле включе­ния можно выполнить с исполь­зованием одной аккумуляторной батареи.

Подключение реле к четырем последовательно соединенным аккумуляторам АБ должно вызывать срабатывание ре­ле, а к трем – нет. В случае необходимости регулируют натяжение пружины.

Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1335.

Источник

Прибор для проверки межвиткового замыкания

Э236 Прибор для проверки якорей генераторов и стартеров

Прибор Э236 для проверки якорей генераторов и стартеров предназначены для проверки якорей генераторов постоянного тока, стартеров и электродвигателей постоянного тока с номинальным напряжением 12В и 24В и диаметром 24мм-180мм, обмоток и состояния изоляции узлов стартеров генераторов и электродвигателей.
Прибор обеспечивает проведение следующих проверок:

— испытание электрической прочности изоляции обмоток и других изолированных деталей генераторов и стартеров;

— определение короткозамкнутых секций обмоток якоря;

— определение правильности направления намотки, числа витков в секциях;

— определение типа обмотки якоря;

— определение наличия обрывов в обмотке якоря.

Технические характеристики приборов приборы Э236 для проверки якорей генераторов и стартеров:

Сопротивление изоляции всех электрический цепей относительно корпуса должно быть не менее 0,5 МОм при напряжении 500В;

Отсчет показаний, определяющих сопротивлении изоляции прибора прибор Э236 для проверки якорей генераторов и стартеров производят по истечении 1 минуты после подачи напряжения;

Прибор Э236 для проверки якорей генераторов и стартеров должен хранится в отапливаемом помещении при температуре окружающего воздуха от +5ºС до +35ºС и относительной влажности воздуха до 80% при температуре 20ºС±5ºС;

В помещении для хранения не должно быть пыли, паров кислот, щелочей, а также газов, вызывающих коррозию металлов и повреждение изоляции;

Изготовитель гарантирует соответствие качества прибора прибор Э236 для проверки якорей генераторов и стартеров требованиям технических условий ТУ при соблюдении потребителем условий и правил хранения, транспортирования, монтажа, эксплуатации установленных техническими условиями и эксплуатационной документацией.

Вы можете выбрать любой наиболее удобный способ из перечисленных ниже:

Доставка до терминала ТК «Деловые линии» осуществляется нами бесплатно.

Цены на поставляемые нами товар всегда ниже, чем у наших конкурентов.

Условия гарантийного обслуживания

Гарантия не распространяется на ущерб, причиненный другому оборудованию, работающему вместе с данным изделием.

Б) Проверка обмоток якоря и возбуждения на приборе Э236.

Прибор Э236 (рис.12) предназначен для проверки якорей ге­нераторов постоянного тока, стартеров и электродвигателей по­стоянного тока с диаметром 25…180 мм.

Внутри корпуса установлен дроссель с разомкнутым магнитопроводом, полюсы 5

которого выведены наружу. На верхней па­нели корпуса находятся микроамперметр (индикатор
4),
пере­ключатель
1
вида проверок, предохранитель
2,
сигнальные лампы
3
и
6,
рукоятка 7 для регулировки чувствительности прибора и кронштейны для крепления щупов 9 и
10,
которые проводами соединены с электрической схемой прибора.

Щуп замыкает цепь проверки только при нажатии на рукоятку. В свободном состоянии цепь разомкнута. Щуп 10

имеет подвиж­ную и неподвижную пластины. С помощью подвижной пластины изменяется расстояние между ними, что необходимо для проверки якорей с разной шириной пластин коллектора.

Перед любым видом проверки и перед включением прибора в сеть переключатель 1

должен находиться в положении «Выкл.». Щупы
9
и
10
должны находиться в кронштейнах.

Рисунок. 12. Прибор Э236 для проверки якорей генераторов, стартеров и электро­двигателей:

– переключатель рода проверок;
2
– предохранитель;
3 –
контрольная лампа;
4 –
индикатор (микроамперметр); 5 – полюсы;
6
– лампа «Сеть»; 7 – рукоятка регулировки-чувствительности микроамперметра;
8
– вилка включения в сеть;
9,10 –
щупы;
11
– приспособление для проворачивания якоря

Проверка обмоток якоря и возбуждения на обрыв.

Устанавливают якорь стар­тера на полюсы
5
прибора, устанавливают на валу якоря приспособление
11
, позволяющее поворачивать якорь на полюсах прибора. Щупы прижимают к двум соседним пластинам коллектора (рис. 13).

переводят в положение «I». Поворотом руко­ятки 7 устанавливают стрелку индикатора
4
на середину шкалы. Приспособлением
11
поворачивают якорь в полюсах 5 прибора, поочередно переводя пластины контактного устройства щупа на соседние пластины коллектора для проверки всех секций обмотки.

Если в секции имеется обрыв, то стрелка индикатора не от­клонится от нулевого деления шкалы при касании пластин кол­лектора, к которым припаяна эта секция.

Обмотку возбуждения проверяют на обрыв тестером, измеряя величину ее сопротивления.

Проверка обмотки якоря и возбуждения на замыкание с валом или сердечни­ком

. Переключатель
1
устанавливают в положение «I», нажимают на рукоятку щупа
9
, штырь которого упирают поочередно в пластины коллектора (рис 14).

Для проверки обмотки возбуждения штырь щупа 9

прижимают к одному из ее выводов.

Если в якоре или в обмотке возбуждения имеется замыкание обмотки с телом якоря или ярма, то загорится контрольная лампа 3

Проверка обмотки якоря на межвитковое замыкание

. Пере­ключатель
1
устанавливают в положение «I», щуп
10
прижимают к двум соседним пластинам коллектора (см. рис. 13). Поворотом рукоятки 7 устанавливают стрелку индикатора
4
на середину шкалы. Прижимая пластины контактного устройства к пластинам коллектора, с помощью приспособления
11
поворачивают якорь на несколько миллиметров в одну и другую сторону для достиже­ния максимального отклонения стрелки прибора
4.
Это показа­ние запоминают.

поворачивают якорь стартера, переводя пластины контактного устройства поочередно с одной пластины коллектора на другую (соседнюю). Таким образом проверяют все секции обмотки. Показания прибора не должны отличаться более чем на одно деление шкалы. Если при касании пластин коллектора стрелка индикатора переместится к нулевой отметке шкалы, то это говорит о том, что секция обмотки имеет короткое замыкание между витками близко к коллектору. Если показания индикатора будут ниже, то замыкание имеется между витками в центре якоря или на противоположном коллектору конце якоря.

Необходимо учитывать, что якоря стартеров имеют только 1 или 2 витка в каждой секции, а сам провод из-за большой толщи­ны имеет незначительное сопротивление, вследствие этого откло­нение стрелки индикатора зависит от места замыкания и от проч­ности контакта в месте замыкания обмотки. Поэтому показания указателя прибора могут отличаться лишь на несколько делений шкалы.

Рис. 13. Проверка обмотки якоря на обрыв 1 –
приспособление для проворачи­вания якоря;
2 –
полюса,
3–
щуп
Рис. 14. Проверка обмотки якоря на замыкание с валом

Наиболее эффективно межвитковое замыкание определяют с помощью стальной пластины. Для этого переключатель 1

уста­навливают в положение «II». Приспособлением
11
поворачивают якорь вокруг оси в полюсах
5
прибора, одновременно стальной пластиной касаясь поверхности сердечника якоря (рис. 15). При наличии короткого замыкания в какой-либо секции обмотки плас­тина будет вибрировать над пазами, в которые уложена эта секция за счет наводимого в ней внешним полем тока.

Рис. 15. Проверка обмотки якоря на витковое замыкание Рис. 16. Проверка обмотки возбуждения на замыкание с корпусом

Проверка пробуксовки храповичной муфты

. Пробуксовки храповичной муфты свободного хода ЭС СТ142 происходит в результате заеда­ния ведущей полумуфты на шлицах втулки. Для устранения пробуксовки муфту нужно снять и вынуть стопорные кольца. После разборки детали муфты промывают бензином. Ведущая полумуфта должна свободно перемешаться по спиральным шлицам втулки. У собранной муфты при вращении шестерни от руки прослушивается чет­кий треск храповика. Перед сборкой детали храповичной муфты смазываются моторным маслом.

Рис. 17. Проверка муфты свободного хода:

— приспособления для проверки муфты,

Проверка тягового реле стартера.

Снимают крышку тя­гового реле и проверяют состо­яние контактного диска
4
и го­ловок болтов
3
(см.рис.2).

Окисленные и подгоревшие поверхности торцов головок контактных болтов и диска (или контактной пластины) зачищают напильником или абразивными шкурками, а затем шлифуют. При сильном износе головок болтов диска (пластины) болты поворачивают на 1800 вокруг своей оси, а диск (пластину) переворачивают другой стороной. При сборке тя­гового реле необходимо правильно устанавливать на место нако­нечник 2

Обрыв обмоток определяют тестером или контрольной лампой путем подключе­ния проверяемой обмотки к аккумуляторной батарее. При про­верке обмоток тягового реле его отключают от электродвигателя ЭС и присоединяют к клеммам АБ (рис. 18а).

При исправной обмотке сердечник резко втягивается в реле.

Для проверки удерживающей обмотки один провод от батареи подключают к корпусу реле, а другой – к клемме вывода обмоток (см. рис. 18б). При исправной обмотке сердечник будет слабо втягиваться в реле. Витковое замыкание в обмотках тягового реле определяют измерением их сопротивления омметром.

Рис. 18. Проверка обмоток тягового

Проверка и регулировка реле включения.

Снимают крышку реле и проверяют состояние контактов и зазоры. Окисленные контакты зачищают.

Зазор между якорем и сердечником реле (0,5…0,6 мм) регулируют подгибанием ограничителя подъема якоря.

Зазор между контактами (0,4…0,5 мм) регулируют изменением высоты стоек контактов.

Проверка величины напряжения включения реле.

Для проверки величины напряжения срабатывания реле его под­ключают к источнику регулируемого напряжения с вольтметром. Контакты реле должны замыкаться при напряжении 6…9 В. В случае срабатывания реле при напряжении ниже 6 В кронштейн крепления пружины отгибают вниз, что усиливает ее натяжение. Если контакты реле замыкаются при напряжении, бо­лее 9 В, кронштейн отгибают вверх.

Регулировку реле включе­ния можно выполнить с исполь­зованием одной аккумуляторной батареи.

Подключение реле к четырем последовательно соединенным аккумуляторам АБ должно вызывать срабатывание ре­ле, а к трем – нет. В случае необходимости регулируют натяжение пружины.



Проверка якоря на межвитковое замыкание

Электрические машины состоят из ротора и статора. Статор представляет собой неподвижные обмотки, уложенные в корпус. Якорь — это подвижная часть, поэтому на нее как правило попадают частички грязи и смазки и под воздействием температуры образуется окисленный налет. Он может послужить причиной неисправной работы или выхода из строя ротора электрической машины. Обнаруживается он визуальным осмотром. Нагар может стать причиной межвиткового замыкания в якоре. Как таковой, ротор электродвигателя при нормальных условиях эксплуатации не изнашивается. Со временем подлежат замене только токосъемные щетки, если их длина уже не соответствует допустимому размеру. Однако длительные нагрузки становятся причиной нагрева обмоток статора, что в результате и способствует образованию нагара. Межвитковое замыкание якоря может случиться при механических повреждениях. Недопустимо на трущихся поверхностях наличие сколов, вмятин, царапин и трещин. Замыкание между витками обмоток якоря происходит в случае выхода со строя подшипниковых узлов. Тогда якорь перекашивается, что приводит к повреждению ламелей. Еще одной причиной замыкания является воздействие влаги. При попадании капель воды на металлические поверхности начинается процесс коррозии. Ржавчина затрудняет вращение якоря, токовые нагрузки растут, происходит нагрев в следствии чего может отслаиваться припой, что в свою очередь при длительной эксплуатации может привести к межвитковому замыканию.

Диагностировать эту неисправность возможно и в домашних условиях. Проводят эту процедуру при помощи катушки индуктивности, называемую дросселем.

При помощи данного устройства, вам удастся узнать направление сброса, а также порядок, в котором катушки обмотки подключены к ламелям коллектора.

Таким образом, осуществляется проверка якоря на межвитковое замыкание.

Изготовить такой прибор своими руками совсем не трудно, достаточно ознакомится с содержанием нашей пошаговой инструкции.

Далее при помощи подручного инструмента срезаем края на трансформаторном железе, как показано на фото. При обработке помните, что железо слоеное, поэтому все операции нужно выполнять внимательно, чтобы не образовались задиры. После на наждачном станке снимаем все острые кромки на изделии. Это необходимо для сохранения целостности эмаль-провода.

Microchip PIC16F687 MCP1700

После поступления электроинструмента в ремонт задача №1 – определить, что сломалось. Как правило, инструмент выходит из строя из-за гибели якоря или статора или обоих сразу в результате зверской эксплуатации. Основных неисправностей при этом имеется две: 1 – КЗ обмотки (якоря или статора), 2 – обрыв обмотки. Известен еще ряд неисправностей, например КЗ обмотки на корпус, но она элементарно обнаруживается тестером, а другие требуют для обнаружения применения спектрального анализа (!), поэтому мы их обсуждать не будем. Применение микроконтроллера значительно упрощает и ускоряет процесс поиска неисправности.

Способы обнаружения КЗ

Рассмотрим способы обнаружения КЗ обмотки якоря или статора. Их известно как минимум четыре:

1.1. Поконтактная проверка сопротивления обмоток омметром. Проводится последовательное измерение сопротивления на клеммах коллектора, требующее больших затрат рабочего времени. Закороченная катушка дает значение сопротивления, близкое к нулю.

1.2. Метод переменного электромагнитного поля дросселя. Дроссель изготавливается (как правило, кустарно) из большого Ш-образного или тороидального трансформатора. Тестируемый якорь размещается в конусе дросселя и вращается на 360°. При совмещении паза якоря, в котором имеется КЗ, со щелью в магнитопроводе дросселя слышен гул или дребезг. Размеры и вес прибора не для ботаника, посмотрите на образцы в YouTube. КЗ статора этим прибором определить нельзя.

1.3. Тот же метод, модифицированный для ботаника: прибор ИКЗ (ИКЗ-2, ИКЗ-3 и т.д.), широко применяемый ныне в ремонте электроинструмента. Вращая якорь, проверяют обмотки в пазах магнитопровода. Если в пазу нет КЗ, ЭДС мала, и горит зеленый светодиод. Если КЗ есть, наводится большая ЭДС, и горит красный светодиод. Очень удобный прибор тем, что, во-первых, – маленький и легкий, во-вторых, – малопотребляющий, в-третьих, – можно проверять как якоря, так и статоры на КЗ. Один недостаток: прибор обрыв обмотки не обнаруживает, то есть, если КЗ он не обнаружил, то это еще не значит, что якорь/статор нормальный. (См. описание Таблицы 1).

1.4. Метод счета звона. Предыдущие способы предполагают вращение якоря на 360°. Можно установить факт КЗ одним измерением в одном положении якоря, зная, что добротность нормальной индуктивности и дефективной с КЗ различаются в разы. На Рисунке 1 приведены два таких случая.

Рисунок 1. Вверху – исправная индуктивность. Внизу – КЗ.

После возбуждения LC-контура прямоугольным импульсом, контур некоторое время будет «звенеть». Этот звон можно подсчитать и сделать вывод о добротности контура, а значит, о наличии или отсутствии КЗ.

На Рисунке 2 приведен внешний вид прибора, реализующего этот метод. Он собран на PIC микроконтроллере (МК), который попался под руку, потребляет очень небольшой ток от батарейки CR2032 и позволяет измерять КЗ не только якорей электроинструмента, но и любых других индуктивностей в широком диапазоне – от радиоконтуров (мкГн) до трансформаторов на железе (Гн). Линейка светодиодов показывает состояние проверяемого контура: горит первый светодиод – обрыв (нет колебаний), 2-3 светодиоды – КЗ, 7-8 – нормальный контур. Между ними – в зависимости от псевдорезонанса, в том числе, и для взаимосвязанных. Проверка якоря происходит путем подключения контактов прибора к диаметрально противоположным ламелям коллектора.

Рисунок 2. Прибор для проверки КЗ индуктивности, реализующий метод счета звона.

Прибор имеет время измерения в разы меньшее, чем у предыдущих, буквально секунды, проверяет КЗ и якоря, и статора, имеет малые габариты.

Обнаружение обрыва

Если обнаруживается КЗ, то на этом объекте (якоре, статоре, индуктивности) можно ставить крест: на выброс, в ремонт или на замену. Статор или индуктивность еще можно перемотать. А вот якорь – в 99% замена; мастеров, могущих перемотать якорь – раз-два и обчелся. А на заводах загибают такую цену, что дешевле купить два новых. А вот если КЗ не обнаружено, то необходимо сделать еще одну проверку: а нет ли обрыва в якоре или статоре?

Тут методов обнаружения меньше.

2.1. Тем же омметром, что и в п.1.1., последовательно измеряется сопротивление обмоток якоря на соседних клеммах коллектора как при поиске КЗ. Если в i-й обмотке обрыв, на соответствующих контактах коллектора будет сопротивление не данной обмотки, а суммы всех обмоток вокруг якоря, т.е. более чем в 10 раз большее. Работа нудная: результат i -го измерения нужно запомнить и сравнить с i +1-м измерением; кроме того, для обследования всех обмоток якоря требуется значительное время.

2.2. Контроль постоянства сопротивления половины обмоток якоря. В отличие от поконтактной проверки, здесь величина сопротивления половины обмотки якоря не доли ома, а единицы и десятки ом, что упрощает измерение. В нормальной обмотке при вращении якоря (см. Рисунок 3) показания омметра изменяются на незначительную величину, определяемую разницей сопротивлений секций полуобмотки. А вот при обрыве величина сопротивления возрастает до мегаом. Прокручивая якорь, нужно внимательно следить за показаниями и фиксировать большие отклонения. Мороки, конечно, меньше, чем в предыдущем способе, но вполне достаточно, чтобы прозевать обрыв.

Рисунок 3. Контроль постоянства половины обмоток якоря авометром.

2.3. Контроль напряжения делителя. Обмотка якоря включается последовательно с резистором и источником питания, например, батарейкой 1.5 В (Рисунок 4). Вращаем рукой якорь и наблюдаем изменения напряжения на вольтметре аналогично контролю сопротивления (п. 2.2.). При отклонении показаний на 20 – 25% или больше делаем вывод о наличии обрыва/обрывов. Здесь тоже нужно следить за показаниями и вычислять эти самые проценты. Кроме того, схема хоть и простая, но ее надо собирать, паять. Зато по этой схеме просто делается полуавтоматический тестер на МК (см. далее).

Рисунок 4. Контроль напряжения делителя авометром. L1 – проверяемая индуктивность. Если в индуктивности обрыв, авометр фактически подключен к источнику питания.

Исследование якорей описанными методами проводилось на имеющихся у автора семи разной степени убитости якорях и двух статорах.

Результаты испытаний сведены в Таблицу 1. Здесь: колонка 1 – от какого инструмента якорь. Колонка 2 – результат проверки на КЗ магнитным прибором типа ИКЗ (п.1.3.). Колонка 3 – проверка КЗ счетом звона (п.1.4.): светодиод 1-я позиция – нет обмотки или обрыв (зависит от взаимоположения щупов и точки/точек обрыва, поэтому результат неоднозначный для якорей); 2, 3 – КЗ; больше 4 – КЗ нет. Колонка 4 – поконтактный поиск КЗ измерением сопротивления секции обмотки якоря авометром. Гуляние величины сопротивления говорит о наличии КЗ или обрыва. У исправного якоря, строка 4, сопротивление всех обмоток постоянное. Колонка 5 – контроль стабильности сопротивления половины обмотки. Гуляние величины сопротивления – то же самое. Колонка 6 – контроль обоих параметров (КЗ и обрыв) одним универсальным прибором (Рисунок 5). Показания семисегментного индикатора при проверке КЗ (счет звона): 1 – нет обмотки или обрыв, см. выше; 2, 3 – КЗ; 4 и более – КЗ нет.

Рисунок 5. Универсальный прибор на микроконтроллере, проверяющий и КЗ, и обрыв.

Если на первом этапе КЗ не обнаружено, переход к проверке обрыва универсальным прибором происходит нажатием кнопки «КЗ/Обрыв». При этом на индикаторе мигает знак «–» (Рисунок 6). Вращаем якорь в зажиме до тех пор, пока на индикаторе не загорится «О» – обрыв обнаружен, или «Н» – обмотка нормальная, обрыва нет. При этом ничего запоминать, вычислять или сравнивать в уме не надо, всё делает МК. Если полученный i -й результат больше или меньше предыдущего на 20%, это значит в обмотке имеется обрыв/обрывы или пониженное межвитковое сопротивление (еще не КЗ или еще не обрыв) из-за, например, подгоревшей изоляции проводов обмотки или уменьшения диаметра оплавившегося проводника. Это считается скрытым дефектом (который этот прибор способен обнаружить) и на индикаторе горит «О». Если в обмотке «чистый» обрыв, на входе АЦП МК присутствует напряжение питания, см. п. 2.3., а не напряжение делителя R1/RL1. В этом случае на индикаторе видим «О» – обрыв.

Источник

Оцените статью
Электроника